Ученые Балтийского федерального университета имени И. Канта провели масштабное исследование представлений школьников Калининградской области о различных периодах российской истории.
По словам директора Института геополитических и региональных исследований (ИГРИ) БФУ Яны Ворожеиной, это исследование «позволило выявить ключевые особенности исторической памяти нового поколения жителей самого западного региона России. Полученные результаты важны для совершенствования исторического образования и просветительской работы с молодежью».
Были организованы фокус-группы с учащимися 10 классов из Калининграда и других городов области, а также экспертные интервью с учителями истории. Анализ собранных данных показал, что школьники ассоциируют разные периоды отечественной истории с конкретными образами, событиями и персонажами прошлого.
Так, Российская Империя воспринимается учениками, в основном, позитивно, с акцентом на сильных правителей, обширную территорию и богатую культуру. Отношение к советскому периоду более противоречивое: все школьники гордятся победой в Великой Отечественной войне, но при этом часть из них негативно относятся к Гражданской войне, экономическим проблемам и распаду СССР. Значительное влияние на оценки оказывают воспоминания старших членов семьи. Современная Россия вызывает у школьников преимущественно положительные эмоции, ассоциируется с «силой», «мощью» и фигурой президента Владимира Путина. Вместе с тем, 1990-е годы, учащиеся отождествляют, прежде всего, с периодом крушения СССР, а не считают частью современного постсоветского прошлого.
Ключевыми событиями отечественной истории школьники считают Великую Отечественную войну (45,8%), распад СССР (14,6%) и Первую мировую войну (8,3%). Наиболее значимыми историческими деятелями названы Петр I, Иосиф Сталин, Владимир Ленин, Екатерина II и Александр Невский.
«Наше исследование показало, что исторические представления школьников фрагментарны и неоднородны, – отметил директор Центра исследований исторической памяти ИГРИ Максим Мегем. – Образовательная политика в этой сфере дает результаты, но не стоит успокаиваться. Очень важно вести регулярный мониторинг исторического понимания молодежи для выявления проблемных зон и корректировки образовательных программ».
По итогам проекта, реализованного сотрудниками Института геополитических и региональных исследований (ИГРИ) БФУ им. И. Канта при поддержке Правительства региона в рамках выполнения государственного задания от Министерства науки и высшего образования РФ, ученые БФУ сформулировали ряд рекомендаций по развитию школьного исторического образования. В числе предложений – использование современных мультимедийных технологий, более активное вовлечение музеев, расширение проектной работы. Исследователи планируют продолжить изучение исторического сознания молодежи и педагогов с применением количественных и качественных методов.