20 октября в рамках VI Южно-Сахалинского образовательного Форума на базе Гимназии № 1 прошла метапредметная игра для младших школьников. Событие провели эксперты Института образовательной политики «Эврика» Алексей Воронцов и Елена Нехорошева.
Команды из 22 школ Южно-Сахалинска, включая образовательный центр «Эврика», стали участниками увлекательной экспедиции на Таинственный остров, «обнаруженный в Тихом океане». Уже на старте игры ребят ждал сюрприз: оказалось, что группа исследователей на первом этапе будет состоять из учащихся разных школ. Состав этот сформировался на глазах у детей почти случайным образом.
Это ли ни настоящий вызов: за короткий промежуток времени найти общий язык с незнакомыми тебе ранее ребятами, «исследуя остров», договариваться о стратегии решения очень непростых заданий, выбирая при этом уровень сложности и способ решения?
И, тем не менее, участники достойно прошли это испытание, раскрыли тайны острова и на финальном этапе вновь объединились с участниками команды из своих школ.
Каждый участник был значимым, потому что владел частью секретной информации, необходимой для прохождения последнего испытания. Самостоятельно, без помощи взрослых, понять задание, услышать каждого «путешественника», проявить нестандартность мышления и креативной подход – без этих умений и качеств невозможно было успешное участие в метапредметной игре.
Получилось не у всех, но ценность не столько в диагностике метапредметных умений, сколько в ситуации развития, которую удалось создать организаторам. И конечно же в интересе, а порой даже азарте детей, который наблюдали рефери состязания. Ими на период игры стали педагоги, сопровождающие детей.
Почему именно так была организована метапредметная игра? Почему критерии были именно такими? Как можно использовать результаты наблюдений в дальнейшей работе? Вопросов возникло много. Эксперт Института «Эврика» Алексей Воронцов провел с педагогами школ-участниц игры методический семинар. Метапредметная игра для учеников начальной школы, бесспорно, вызвала интерес в педагогическом сообществе, вдохновила учителей на разработку подобных образовательных событий в своих школах. Интересно, какими они будут?
Алексей Воронцов: «Чем лучше сработают члены команды в межшкольных командах, тем полноценнее у них получится общий образ их острова»
«Эта игра показала возможность в разновозрастном сотрудничестве в межпредметных группах решать новые (нестандартные) задачи, что говорит о том, что в Новой Школе формируются не только предметные навыки, но и универсальные учебные действия, которые способствуют более качественному современному образованию.
Дети должны были создать образ острова (план и макет) на основе своих экспедиций по нему. Каждая экспедиция, выполняя два задания себе в копилку, имела объект и средство (инструмент) исследования. Дети одной школьной команды попадали в разные межшкольные экспедиции, а на завершающем этапе они снова собирались в свою команду. Школы принесли с собой объекты и инструменты для создания своего школьного образа острова. Чем лучше сработали члены команды в межшкольных командах, тем полноценнее у них получился общий образ их острова. Фактически, для того чтобы решить основную задачу, нужно было сложить ресурсы, полученные в ходе разных экспедиций. Дети продемонстрировали свои умения работать с участниками из разных школ и в своей школьной команде».