По мнению психологов, вопросы «Как дела в школе?» и «Как прошел твой день» – не лучшие из тех, что можно задавать детям после школы. Дело в том, что на такие вопросы ребенок не дает развернутого ответа, ограничившись словами «хорошо» или «нормально».
Дети большую часть времени проводят на учебе, поэтому родителей интересует вопрос «как прошел их день», говорит детский психолог Марта Дейрос Колладо. При этом родители забывают, что когда им в детстве задавали то же самое, они просто отвечали «хорошо» или закатывали глаза.
В будущем такие вопросы могут войти в привычку и не приносить никакой информации или связи с ребенком.
Также Колладо рекомендует набраться терпения и подождать, пока ребенок будет готов к разговору, а пока вы можете сказать, что рады его видеть. Обратите внимание с какими эмоциями он выходит ребенок из школы. Попробуйте назвать эти эмоции: «Ты выглядишь таким счастливым! Должно быть, сегодня произошло что-то забавное?». Посмотрите, поможет ли это вашему ребенку раскрыться. Когда вы говорите об эмоциях, тело человека начинает успокаивается. «Только когда дети спокойны и их основные потребности удовлетворены, они могут вести содержательный разговор», – говорит Колладо.
Психолог, писательница и телеведущая Линда Пападопулос также считает, что забрав ребенка со школы не стоит сразу приставать с вопросами. «Подождите, пока он успокоится», – говорит она. Можно поговорить с ним перед сном, особенно если вы лежите рядом, но не лицом к лицу, поскольку это может вызвать конфронтацию.
Для разговора с детьми младшего возраста, достаньте пластилин, книжку-раскраску или головоломку, а затем скажите: «Помнишь, на днях ты говорил, что учиться во втором классе – совсем другое дело. Это в самом деле так?». Такое общение «менее похоже на интервью и давление», – сказала Пападопулос.
Если вы хотите узнать, как прошел день у вашего ребенка, то инициатива должна исходить в первую очередь от вас. Скажите ребенку, что скучали по нему, или расскажите забавную историю, случившуюся с вами днем, рекомендует Колладо.
«Поговорите о чем-то реальном, о чем-то, что заставило вас смеяться, удивило вас, напомнило вам о них, о ком-то, с кем вы говорили, о том, что вы ели на обед, о том, что вы чувствовали сегодня… Если вы поделитесь своим днем, это повысит вероятность того, что ваш ребенок захочет рассказать о своем дне», – сказала она.
Колладо советует начинать разговор с вопроса «Что»:
- Что тебя рассмешило сегодня?
- Что тебе понравилось в сегодняшнем дне?
- Что тебе больше всего понравилось сегодня во время игры или во время обеда?
- Что сказал учитель / друг сегодня?
Также важно говорить об эмоциях ребенка, чтобы узнать, что он чувствовал в этот день.
Например, вы можете спросить:
- Тебе было грустно сегодня? Что ты с этим делал?
- С какими трудностями ты сегодня столкнулся?
- Было ли тебе сегодня одиноко? Как ты с этим справился?
Будьте готовы к тому, что дети в раннем подростковом возрасте больше делятся переживаниями со сверстниками, нежели с родителями, говорит Пападопулос. «Это не значит, что для вас нет места в их жизни, это просто означает, что вам нужно найти способ поговорить с ними».