Образовательная онлайн-платформа Учи.ру и крупнейшая российская платформа онлайн-рекрутинга hh.ru изучили отношение родителей к ранней профориентации и процессу выбора профессии для ребенка. В исследовании приняли участие 1 092 родителя школьников 1–11 классов. Результаты были представлены на всероссийской онлайн-конференции Учи.ру «Классное руководство: как вдохновлять учеников и помогать родителям».
Большинство родителей (79%) считают, что ребенку необходимо задумываться о выборе специальности до 9 класса. А 10% думают, что это нужно делать уже в начальной школе. С утверждением, что выбирать профессию нужно в 10–11 классах, согласны 11% опрошенных.
Каждый второй родитель (52%) считает, что знаком с понятием «ранняя профориентация», опрошенные выделяют множество ее преимуществ. Они считают, что ранняя профориентация позволяет определить, к какой профессии ребенок чувствует склонность (42%), дать ребенку представление о существующих профессиях (19%) и о его будущей специальности (18%), помочь испытать свои силы в доступных ему видах деятельности (16%), а также сформировать положительное отношение к труду (5%).
«Психологи рекомендуют знакомить ребенка с миром профессий с раннего возраста, еще в начальной школе. Для того чтобы сделать это эффективно, на Учи.ру есть интерактивные образовательные курсы. Они предоставляют ребятам возможность попробовать себя в роли программиста, финансиста, ученого, врача. С их помощью можно выявить таланты и способности ученика, сформировать профессиональные компетенции через игру, расширить кругозор», – комментирует Сергей Веременко, заместитель генерального директора образовательной платформы Учи.ру.
Самыми эффективными методами профориентации родители считают: образовательные курсы в разных областях знаний (32%), поездку в парк профессий (20%), беседу с психологом или профориентологом (17%).
«Ранняя профориентация – первый и, пожалуй, самый важный шаг в понимании потенциала развития детей и выбора профессии. Крайне показательно, что современные родители в большинстве своем считают важным привлекать профессионалов (преподаватели курсов, психологи) к оценке интересов, склада мышления, личностных особенностей и сопоставления их с современными требованиями к специальностям. Такой подход минимизирует риски неудачного выбора будущей профессии, сделанного под давлением родителей или вообще без какого-либо анализа потенциала ребенка», – сказала Ирина Святицкая, руководитель молодежного направления hh.ru.
Кроме того, исследователи задали несколько вопросов о роли родителей в выборе профессии для ребенка. Треть опрошенных (34%) задумывались о будущей профессии своих детей: родители представляют область, где ребенок может работать, а 13% представляют ребенка специалистом конкретной профессии. В то же время более трети родителей (37%) не планируют размышлять о профессии ребенка, предоставляя выбор детям, а 17% считают, что думать об этом еще рано.
Респонденты видят своих детей в разных профессиональных областях. Самые популярные среди них: медицина и фармацевтика (26%), информационные технологии (21%), искусство, развлечения и массмедиа (18%), спорт, фитнес, сфера красоты (15%), наука и образование (14%).
При этом 40% родителей не уверены в том, что выбранная ребенком профессия будет востребована, когда он окончит школу.
Важными факторами в выборе профессии опрошенные считают: востребованность в будущем (36%), возможность самореализации (32%), достойная заработная плата (24%). О престиже профессии беспокоится лишь 3% опрошенных.