Выполнение задач, поставленных Президентом РФ Владимиром Путиным в послании Федеральному Собранию, снижение бюрократической нагрузки на учителей и интеграция новых регионов в российскую систему образования стали темами для обсуждения в ходе встречи Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина с руководителем Рособрнадзора Анзором Музаевым.
Одной из инициатив, выдвинутых Президентом РФ Владимиром Путиным в ежегодном Послании Федеральному Собранию, была организация для выпускников текущего года возможности пересдать ЕГЭ по одному учебному предмету по их выбору до завершения сроков приема документов в вузы. Глава правительства поинтересовался, как она реализуется.
«Все вопросы, связанные с возможностью пересдать один из предметов, проработаны. Мы обсудили это всё с регионами, обсудили с двумя министерствами. В этом году ребята воспользуются этой возможностью, и вузы смогут учесть этот результат. То есть в полной мере поручение Президента в этом году будет исполнено», – доложил Анзор Музаев.
Он напомнил, что в проекте нового расписания ЕГЭ 2024 года для пересдач предусмотрены два дня – 4 и 5 июля.
Председатель Правительства также поинтересовался, как идет работа по сокращению бюрократической нагрузки в системе образования. Анзор Музаев рассказал, что разработаны поправки в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», наделяющие Минпросвещения и Минобрнауки полномочиями по формированию перечня документов для преподавателей вузов, организаций СПО и воспитателей детских садов, за пределами которого никто не сможет требовать от них ведения иной документации, как это уже было сделано для учителей школ. Также подготовленные поправки определяют основания для запросов различной информации у образовательных организаций и вводят ограничения для запросов иной информации. Глава Рособрнадзора выразил уверенность, что данные поправки будут приняты Госдумой до конца весенней сессии, так как эти изменения были предварительно проработаны с парламентариями.
«К сентябрю надо сделать всё, чтобы мы до конца лета и перед началом нового учебного года все вопросы, связанные с нормативной базой, решили. Это касается поручения по снижению административной нагрузки, Президент об этом в Послании говорил подробно. Здесь необходимо все усилия предпринять», – заявил Михаил Мишустин.
Анзор Музаев рассказал об эксперименте по снижению бюрократической нагрузки в системе образования, который был проведен в образовательных организациях шести регионов. В ходе него были определены основные подходы и дальнейшие шаги в этой работе для образовательных организаций разных уровней. «Основными нашими экспертами были, конечно, преподаватели. Мы не брали уровень федеральных начальников или директоров образовательных организаций, мнение у нас было от учителей, воспитателей детских садов, профессорско-
Также эксперимент выявил проблему, связанную с большим количеством мониторингов системы образования, которые нагружают образовательные организации работой по внесению различных данных в информационные системы. «Будем работать над сокращением количества информационных систем, дублированием информации в них и сокращением количества мониторингов. Вот, после того, как эту часть расчистим, мы сможем уверенно и точно сказать, что работа в этом направлении полностью закончена», – сказал Анзор Музаев.
Глава Правительства напомнил также о поручении Президента по интеграции новых регионов России в российское образовательное пространство и поинтересовался, как идет эта работа.
Анзор Музаев рассказал, что образовательные организации всех уровней в новых регионах получили временную лицензию и временную аккредитацию, что дает им право вести образовательную деятельность и выдавать документы об образовании российского образца. Сведения о примерно 96 тысячах документов об образовании, выданных образовательными организациями новых регионов, загружены в Федеральный реестр документов об образовании. Рособрнадзор находится в тесном контакте с министерствами образования ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей, участвует в обучении их сотрудников.
Руководитель Рособрнадзора напомнил, что для новых регионов установлен переходный период, в течение которого ЕГЭ не будет являться обязательной формой итоговой аттестации для выпускников. Тем не менее, желающие сдавать ЕГЭ в этих регионах есть уже сейчас, и их количество растет. Увеличивается и число организуемых для них экзаменационных пунктов: в 2024 году в ДНР и ЛНР их планируется открыть вдвое больше, чем годом ранее, один экзаменационный пункт продолжит работать в Запорожской области и один откроется в Херсонской области. «С коллегами работаем, обучаем специалистов. Наши подведомственны учреждения, которые отвечают за проведение ЕГЭ, всё время, круглые сутки помогают и сопровождают наших коллег», – отметил Анзор Музаев.