Педагоги-психологи, учителя-логопеды и тифлопедагоги Городского психолого-педагогического центра (ГППЦ) Департамента образования и науки города Москвы оказывают методическую поддержку в создании тактильных книг, настольных и напольных игр для слепых и слабовидящих детей. Книги и игры разрабатывают пенсионеры Центра московского долголетия «Котловка» и студенты-волонтеры Института среднего профессионального образования имени К.Д. Ушинского колледжа «Дорогомилово» в рамках программы «Мир в ладошках».
«Тактильные книги учат детей познавать мир вокруг, запоминать через форму и фактуру окружающие предметы. Чем раньше ребенок с нарушенным зрением начнет познавать этот мир, чем полнее будут его знания к моменту поступления в школу, тем легче будет ему освоиться в повседневной жизни», – отметила заместитель директора Городского психолого-педагогического центра Ольга Егупова.
Сотрудники центра подсказывают, какие выбрать сюжеты в зависимости от возраста, дают рекомендации, как замотивировать ребенка на изучение книги.
Так, с момента старта программы создали около 500 уникальных тактильных книг.
«Такие книги помогут маленьким ученикам овладевать основными жизненными и бытовыми навыками – передвигаться и ориентироваться в пространстве, есть, одеваться и, конечно, научат малышей играть, что очень важно для развития и социализации в обществе. Основная задача педагогов, работающих по этим уникальным изданиям, – сделать “видимыми” окружающие предметы. Тактильные ощущения, наложенные на знакомый сказочный сюжет, помогут особенным детям осваивать невидимый внешний мир», – отметила Ольга Егупова.
Готовые книги передаются для апробации в территориальные отделения ГППЦ и образовательные организации города – школу-интернат № 1 для обучения и реабилитации слепых, колледж малого бизнеса № 4, школы № 1206, 2107, № 69 имени Б.Ш. Окуджавы и № 1529 имени А.С. Грибоедова.
По результатам апробации проводится обсуждение результатов специалистами ГППЦ и авторами, при необходимости вносятся корректировки, и пособие дорабатывается.
Также сотрудники центра совместно со столичными учителями-тифлопедагогами разрабатывают рекомендации по подбору понятных игровых сюжетов и дидактических игр.
«Обучающие книги для маленьких читателей помогают развивать тактильное и тактильно-двигательное восприятие. Малыши учатся правильно ощупывать предметы, в результате у них создается образ предмета и развиваются кожные анализаторы, что в дальнейшем позволит легко осваивать окружающий мир и научиться читать», – отметила тифлопедагог центра Татьяна Полякова.
Программа «Мир в ладошках» представлена Региональной общественной организацией инвалидов «Детский орден милосердия» в 2021 году. В 2023 году программа стала победителем Конкурса грантов Мэра Москвы. Ее представили общественности 8 февраля 2024 года в Российской государственной библиотеке для слепых в рамках профильного семинара.
Информирование столичных учащихся и их родителей о психологических подходах к конструктивному общению, самореализации и проведению досуга способствует укреплению семейных отношений и повышению уровня самооценки и эффективности ребенка, а также соответствует целям проекта «Современное образование» национального проекта «Образование».