Роботы, созданные школьниками, выполняли действия на технологическом полигоне: собирали шишки, ремонтировали фонари на набережной и спасали рапанов.
Четверо московских школьников получили гран-при на первом Турнире технологических сборных в президентском лицее «Сириус». Они работали в команде со школьниками из Санкт-Петербурга. Также учащиеся Москвы завоевали призовые места и были отмечены в специальных номинациях. Всего награды получили 49 учеников столичных школ.
В соревновании приняли участие 210 учеников из 14 регионов страны, в том числе 90 московских школьников. Участники приехали в командах по пять человек, а затем, по результатам предварительных конкурсов, объединились в более крупные альянсы по примеру технологических коллабораций. В итоге за победу боролась 21 сборная: по 10 школьников в каждой.
Юные робототехники получили условия, по которым создавали роботов для функционирования современного курорта. На состязание команды привезли готовые механизмы и запасные части конструктора, а в местных лабораториях они смогли воспользоваться 3D-принтерами и устройствами для лазерной резки.
На разных этапах созданные школьниками роботы выполняли действия на технологическом полигоне: собирали шишки, ремонтировали фонари на набережной и спасали рапанов. Заключительный этап прошел в формате эстафеты, где команды представили свои устройства и их функции.
«Одна из особенностей соревнования – формирование команд. Школьники объединялись, имея совершенно разные навыки. Например, кто-то разбирается в электронике, механике и хорошо программирует, а кто-то считается знатоком стратегии. Все вместе они предлагали красивые инженерные решения. Так, робототехника стала для участников первым шагом к освоению современных технологий и возможностью получить навыки взаимодействия с единомышленниками из других регионов», – рассказала руководитель Лаборатории инженерных образовательных проектов Центра педагогического мастерства Наталья Петровская.
В свободное время школьники посетили экскурсии по «Сириусу» и Олимпийскому парку, приняли участие в развлекательной программе от организаторов турнира.
«Мы не ожидали, что возьмем гран-при, но приятно удивлены этим. Больше всего мне понравились интересные задания. А в целом, робототехникой я увлекаюсь с пяти лет. Началось все с конструктора WeDo, а сейчас я уже дошел до электроники и программирования нейросетей, искусственного интеллекта. Планирую и дальше этим заниматься, у меня много идей, которые хочется реализовать», – рассказал победитель Александр Герасимов из школы № 1519.
Турнир технологических сборных стал преемником Турнира двух столиц, который проходил с 2017 года по инициативе Департамента образования и науки города Москвы и Университета ИТМО Санкт-Петербурга.
В 2024 году Турнир технологических сборных прошел впервые: сначала в Москве, где более 200 школьников объединились в команды и представили своих роботов и механические устройства. Участники программировали их на выполнение заданий – например, движение по заданной траектории, перевозку грузов и реакцию на дистанционное управление. Лучшие из столичных школьников прошли на турнир в «Сириусе», где конкуренцию им составили представители регионов.
Организаторы турнира – Центр педагогического мастерства столичного Департамента образования и науки, президентский лицей «Сириус» и федеральная территория «Сириус». Соревнование призвано популяризировать научно-техническое творчество и повысить престиж инженерных профессий среди молодежи. Также турнир стимулирует интерес детей в сфере инноваций и высоких технологий. Более подробная информация о нем опубликована на сайте.
В Москве создана система робототехнических состязаний, в которых школьники могут попробовать свои силы в зависимости от уровня знаний и подготовки. Например, «Робостеп», Олимпиада Центра педагогического мастерства по робототехнике, городской Турнир технологических сборных. Более опытные участники входят в сборную Москвы на Всероссийской олимпиаде по технологии, в которую включен отдельный профиль по робототехнике. Высокие результаты на этих соревнованиях становятся возможными благодаря интересу детей к современным технологиям и гаджетам, а также самой робототехнике как мультипредметной области, объединяющей эти аспекты. Московская система образования поддерживает учеников и создает все условия для более глубокого изучения этого направления: для школьников проводятся тематические кружки, а школы оснащаются специальным оборудованием и IT-полигонами.
Обеспечение качественной подготовки столичных школьников к олимпиадам соответствует задачам проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование».