- ЕЭФМ действительно уже много лет становится главным событием для нашего университета, да и одним из самых заметных, знаковых для всего региона. Летом в Екатеринбурге традиционно проходит знаменитый "Иннопром" - там обсуждают промышленность, технологии, перспективы индустриального развития страны, международного сотрудничества. Здесь у нас, по сути, те же темы, но в образовании, на перспективу - на многие десятилетия. Ведь это объединение активных молодых людей, которым, как бы избито это ни звучало, жить в будущем, и основы этого будущего закладываются сейчас, - подчеркивает ректор.
Какова тема нынешнего форума?
Яков Силин: Мы формулируем ее заранее, и всегда сложно не ошибиться в выборе, ведь мировая повестка меняется стремительно. В этом году тема звучит так: "Россия-Евразия-мир. Интеграция-развитие-перспектива". Полагаю, она дает огромный простор для научных исследований и творчества молодежи. Каково место России в мире и на евразийском пространстве? Сегодня это важнейший вопрос.
Думаю, не ошибусь, если скажу, что не знаю другого столь масштабного форума, который проводил бы вуз.
Яков Силин: Да, тем более - не столичный, а региональный университет. Есть крупные мероприятия более узкой тематики, которые организуют вузы, но такое как ЕЭФМ, думаю, единственное. Заметьте, это событие международного масштаба, которое родилось здесь, на стыке Европы и Азии, выросло из нашего региона и продвигает в мировом сообществе нашу российскую систему взглядов и ценностей. Однажды попав в точку с тематикой евразийства, университет занял эту нишу и не ошибся - интерес к форуму только увеличивается.
Первый ЕЭФМ состоялся в 2010 году и собрал всего 500 делегатов. В прошлом году было 11 808 участников, представлявших 152 вуза из 107 стран мира, 79 регионов России. Нынче внимание к событию еще больше: на 25 марта для участия в нем уже зарегистрировалось более 16 тысяч человек. Еще пять лет назад пленарное заседание проходило в нашем Доме культуры, теперь нам как раз по плечу крупнейший зал Екатеринбурга - на 5000 мест.
Как вам удается организовать такое мероприятие? Это ведь огромный объем работы.
Яков Силин: На нашей основной площадке нам просто не разместить столько участников. Поэтому помимо Екатеринбурга ЕЭФМ с некоторых пор проходит еще в нескольких вузах России и СНГ - в прошлом году было 11 площадок, в том числе семь зарубежных. Меня часто спрашивают коллеги, как мы это делаем, кто помогает, откуда деньги приходят. Ниоткуда. В решении многих организационных и финансовых вопросов помогают власти, губернатор, правительство Свердловской области и некоторые компании, например, предоставляют помещения, но в целом всю работу выполняет наш коллектив.
Какие главные мероприятия включает ЕЭФМ?
Яков Силин: Это шесть научных конгрессов - для экономистов и финансистов, инноваторов, стратегов, предпринимателей и инженеров, управленцев и правоведов, а также уже несколько лет проводится конгресс школьников. В прошлом году было организовано 45 конкурсов, в них участвовало более 9000 человек, отбирали лучшие работы и определяли победителей 787 экспертов - авторитетных специалистов в своих сферах. В этом году запланировано 50 конкурсов.
Организуем и различные культурные, спортивные мероприятия, в числе которых турнир по шахматам, который курирует экс-чемпион мира Анатолий Карпов. А еще в рамках ЕЭФМ проходят форум ректоров (в 2023-м в нем участвовали руководители 72 вузов), медиафорум, форум послов. В прошлом году к нам приехали 67 дипломатов, среди них 28 послов, и это показательно: они хотят держать руку на пульсе - понимать, что происходит в России, в самом ее центре, в регионе с пятимиллионным населением, с развитой промышленностью, наукой, образованием. Их интересует настроение людей, и многие из зарубежных гостей говорят: "Русские, вы только не сломайтесь, держитесь, потому что вокруг вас сегодня объединяется весь мир!"
И все же целевая аудитория ЕЭФМ не послы, а молодежь.
Яков Силин: Безусловно. В форуме участвуют студенты из полутора сотен университетов, в том числе очень крупных, авторитетных. Они остаются учиться и жить в своих государствах, но завязывают контакты с российскими сверстниками. Мы здесь, на Урале, формируем "мягкую силу" для России на многие десятилетия - выполняем, по сути, государственную функцию. Кстати, дипломы победителей и призеров наших конкурсов открывают перед ребятами большие карьерные возможности - продвинутые работодатели, в том числе в странах СНГ, их высоко ценят.
Какой эффект получает от проведения ЕЭФМ сам УрГЭУ?
Яков Силин: На самом деле главное для нас - показать нашу страну, регион, донести наши взгляды. Например, важный результат форума - договоренности о создании центров русского языка в разных странах. Они реально работают и формируют за рубежом сообщества, которые с симпатией относятся к России.
Есть и научный интерес: молодежь на своем уровне обсуждает серьезные темы, которые параллельно исследуют большие ученые. Мнение молодых очень важно, чтобы понимать, каким будет мир в недалекой перспективе, - не зря пообщаться со студентами хотят взрослые экономисты, политики, дипломаты. Приехав к нам, гости видят, что здесь, в обычном российском университете, учатся люди из 68 стран мира, и хотят знать, почему эти ребята решили получать образование именно у нас на Урале. Ну а дальше связи развиваются. Скажем, после того как к нам на форум впервые приехал посол Шри-Ланки, в УрГЭУ появились и студенты из этой страны.
Но на самом деле мы не ставим задачу привлечь как можно больше иностранных студентов в наш вуз, хотя будем рады, если кто-то из участников ЕЭФМ захочет у нас учиться. Признаюсь, мы даже вынуждены сдерживать прием иностранцев, потому что университету, увы, не хватает площадей - нужны учебные корпуса, общежития. Наши здания построены более полувека назад - тогда этого хватало, сегодня же требуются новые, современные пространства. Надеюсь, что когда-нибудь этот вопрос решится, тем более учитывая, что наш университет хорошо знают и в стране, и за рубежом, к нам приезжают за опытом руководители крупнейших вузов.
Яков Петрович, сегодня государство во многом пересматривает подход к программам по истории, возвращается к воспитательной функции образовательных учреждений. А преподавание экономических дисциплин меняется?
Яков Силин: Да, экономическую теорию на должном уровне за 30 последних лет практически убрали из учебных программ, и это неправильно. В результате подготовили миллионы людей, которые только слышали про экономику в упрощенном виде, тогда как необходимо знать и разные теории, и опыт - не только западный, но и советский, и азиатский: Китай построил самую современную экономику, как же ее не изучать?! Сейчас изменения понемногу начались, эти вопросы все активнее обсуждаются, нас стали слышать. Думаю, 2024 год станет определяющим.
Само по себе образование - это в значительной степени технология, его можно довольно успешно осуществлять и в дистанционном формате. Но важнее воспитание: нужно прививать молодежи идеологию патриотизма, державности, государственности, сохранения семьи. Это главная задача, особенно для вузов, у которых достаточно серьезное государственное финансирование. Ведь образование - это не услуга, как твердили много лет, а ключевая функция государства.
А студенты меняются? Какие ребята сейчас приходят в УрГЭУ?
Яков Силин: Хорошие. Мне нравятся. Особенно заметно в последние два-три года, что у молодежи стало больше внутренней культуры: ребята уважительнее относятся к преподавателям и друг к другу, проявляют настоящий интерес к учебе, у них более ответственное поведение, меньше нигилизма, неприятия чужого мнения. Возможно, потому что все наше общество встряхнулось и поняло: беда на пороге и надо переосмыслить, что мы делаем, как живем, куда движемся.
Сегодня зарождается новый технологический уклад, идет смена мирохозяйственных связей, и студенты-экономисты как никто другой будут участвовать в этих процессах. Урал стоит в центре преобразований. Поэтому представляете, каких нужно готовить специалистов, чтобы обеспечить экономическое развитие и преимущество России на много лет вперед? Очень надеюсь, что понимание этого приведет уже скоро к более серьезной поддержке экономического образования в стране. Экономику, а значит, и уровень, качество жизни определяют знания - образование и наука.