Проведение мероприятий по оценке качества образования и новые подходы к этой оценке стали основной темой, организованной Рособрнадзором Летней конференции по оценке качества образования.
Открывая конференцию, руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев отметил, что цель вхождения России в десятку ведущих стран мира по качеству общего образования была достигнута досрочно.
Несмотря на прекращение участия российских школьников в международных сопоставительных исследованиях качества образования ежегодно аналогичная оценка проводится отечественными специалистами.
«У нас наработан хороший опыт, позволяющий делать расчеты с высокой точностью», – отметил руководитель Рособрнадзора.
Он рассказал, что осенью 2024 года планируется апробировать новый оценочный инструмент – индекс качества общего образования Российской Федерации. Он будет включать в себя 69 показателей по трем направлениям: образовательные результаты, кадровый потенциал и образовательная среда.
Директор Росаккредагенства Наталья Алтыникова подробно рассказала о показателях нового индекса. «Индекс качества образования – это цифра, которая будет формироваться из совокупности баллов, набранных за каждый показатель. Наибольший вес мы дали показателям, связанным с образовательными результатами», – сообщила она. Результаты индекса качества образования будут интерпретироваться в разрезе страны, регионов, муниципалитетов и образовательных организаций. Первая апробация показателей индекса уже проведена во Владимирской области.
Анзор Музаев особо остановился на проведении оценочных процедур в новом учебном году. Он напомнил, что постановлением Правительства РФ утвержден перечень мероприятий по оценке качества образования, которые проводятся на федеральном уровне.
Ежегодно каждый школьник или обучающийся в организациях СПО будет принимать участие не более, чем в одном таком мероприятии: если школа участвует в национальном исследовании качества образования (НИКО), то обучающиеся этой же параллели не будут писать всероссийские проверочные работы (ВПР).
Руководитель Рособрнадзора напомнил, что с целью сокращения количества контрольных работ, проводимых в школах, с нового учебного года запрещено проведение муниципальных оценочных мероприятий, на которые приходилось до 40 % общего числа всех контрольных, а региональные оценочные процедуры могут проводиться только по согласованию с Рособрнадзором. Он подчеркнул, что региональные контрольно-надзорные органы должны строго отслеживать выполнение данного решения, а также исполнение требований нормативно-правовых актов по ограничению бюрократической нагрузки на педагогов.
Заместитель руководителя Рособрнадзора Евгений Семченко в своем выступлении подробно остановился на теме проведения ВПР в школах. Он отметил, что региональные органы управления образованием могут принять решение о проведении ВПР в особом порядке, но он должен быть предварительно согласован с Рособрнадзором.
Евгений Семченко подчеркнул, что недопустимо устанавливать единый день проведения ВПР на уровне муниципалитета или региона, а также определять форму проведения ВПР (компьютерную или на бумажном носителе). Эти решения каждая школа должна принимать индивидуально, исходя из своих возможностей и удобства. Для школ при проведении ВПР недопустимо выходить за рамки учебных занятий (проводить ВПР после уроков или в каникулярное время), приобретать бумагу и картриджи для печати заданий ВПР за счет родителей или учителей, заставлять родителей приобретать сборники по подготовке к ВПР, передавать варианты ВПР для предварительного прорешивания учителям и последующей передачи ответов обучающимся.
Директор Федерального института оценки качества образования (ФИОКО) Владимир Старичков рассказал о результатах, проведенных ВПР и НИКО.
ВПР в настоящее время является наиболее массовой оценочной процедурой в российском образовании.
В ВПР для школ весной 2024 года приняли участие около 8,5 миллионов обучающихся, в ВПР СПО осенью 2023 года – около 1,4 миллиона, обучающихся.
Он отметил, что в оценочных процедурах в образовании планируется сохранить фокус на развитие функциональной грамотности. Повышенное внимание планируется уделить развитию естественно-научной грамотности, появятся и дополнительные направления, например, финансовая грамотность. В настоящее время ФИОКО ведется планомерная работа по созданию отечественного банка заданий для оценки функциональной грамотности.
Еще одним приоритетным направлением работы останется оценка воспитательных результатов обучения.
Участники конференции также обсудили вопросы профилактики деструктивного поведения школьников, интерпретацию результатов ЕГЭ и ОГЭ для целей развития региональных систем образования и школ, новые подходы к формированию перечня школ с низкими образовательными результатами и другие вопросы.