Итак, судя по выдержкам из документа, которые можно выловить в Сети, если ребенок плохо говорит по-русски, учить его в классе с детьми, у которых русский - родной, неэффективно. А значит, надо стремиться к тому, чтобы таких детей было не больше трех. Почему именно трех?
"Итоги многочисленных бесед подтверждают предположение о том, что при наличии в классе (группе) детей иностранных граждан, слабо владеющих русским языком и имеющих иные выраженные особые образовательные потребности, в количестве более 3 (трех) человек, педагоги фиксируют недостаточность временных и прочих ресурсов для реализации дифференцированного подхода к таким обучающимся" - такое пояснение дается в документе, который, если верить сайтам некоторых региональных учебных заведений, датирован аж 31 июля 2024 года.
Проблема есть - это факт. Не секрет, что сегодня в школах встречаются классы, где большинство учеников - дети мигрантов. То, что учителям в такой ситуации сложно, тоже факт. Им приходится не только особым образом готовиться к занятиям, но и порой в режиме форс-мажора сглаживать конфликтные моменты: ведь если ребенок не понимает, о чем урок, он просто начинает мешать другим.
Как следовать рекомендациям насчет трех учеников? Что делать с уже сформированными классами, где число иностранцев больше рекомендуемого? Планируется ли организация в школах дополнительных занятий по русскому языку для мигрантов? Кто будет этим заниматься?
Вопросов масса. "Российская газета" направила запрос в министерство просвещения, но на момент подписания номера ответа не поступило.
- Часто слышу, особенно от молодых, что дети мигрантов тянут весь класс вниз, с ними невозможно управиться, - поделилась с "РГ" Анна Пономарева, учитель физики на пенсии из Новосибирска. - Да, это есть. Но нам нужно попытаться встроить их в свой мир. Надо говорить с семьями.
Гулянда из Таджикистана, живет в Ростове-на-Дону вместе с семьей чуть больше года. У нее две дочери, муж работает на местном рынке.
- В этом году старшая дочь Анзурат пошла в школу. В ее классе есть и другие из Таджикистана. Они общаются в основном между собой, - рассказала Гулянда. - Местные ребята их не сторонятся, но сблизиться мешает языковой барьер. Думаю, постепенно это сгладится. Я, конечно, беспокоюсь, что дочь будет отставать, но так как в институт она, скорее всего, не пойдет, то особой беды не вижу. В нашей семье еще нет тех, кто имел бы диплом о высшем образовании. Из-за того, что дети понимают не все, что говорит учительница, они балуются. Конечно, это раздражает.
По словам женщины, у земляков была мысль организовать специальные занятия для детей, которые плохо знают русский, или даже отдельный класс. Но у школы нет возможности, учителей не хватает. Да и детям хочется учиться вместе со всеми.
Максим Пратусевич, директор Президентского физико-математического лицея N 239, Санкт-Петербург:
- Если люди зарегистрированы на соответствующей территории, школа обязана их принять. Кроме того, на школу возлагается странная функция - проверять законность пребывания на территории РФ, при этом возможностей такой проверки почти нет. Поэтому здесь, скорее, необходим комплексный подход - организация предварительного изучения русского языка, другие сроки обучения и т.п.
Константин Тхостов, директор лицея N 369, Санкт-Петербург:
- Какое бы количество детей-мигрантов, не владеющих русским языком, ни находилось в классе, это ущемляет право на образование для остальных. Есть опыт других стран, которые разрешают приезжать к себе только тем, кто будет работать. Их семьи остаются дома. У нас такая законодательная инициатива тоже есть - давайте ее примем наконец.
Нурзида Бенсгиер, руководитель Межнационального информационного центра, Екатеринбург:
- Конституция обязывает дать всем детям одинаковый доступ к образованию независимо от гражданства. У нас была хорошая традиция проведения рейдов по местам проживания иммигрантов: выявляли детей, которые не ходили на занятия, и обязывали родителей записать в школу. То есть прежде у нас была обратная политика. Сейчас запрос такой: либо дети мигрантов должны быть одного уровня знаний с остальными, чтобы не тормозили учебный процесс, либо их как бы не должно и быть. Как осуществить инициативу, не нарушая части прав детей иностранцев, мне не очень понятно. Может, лучше организовать подготовительные языковые курсы для иностранных детей, причем системно, на государственном уровне. Чтобы эта задача не была головной болью только школ.