О фундаментальности фундаментально

Дата: 2024-04-15

На необходимость использовать лучший отечественный опыт в образовании обратил внимание и президент Владимир Путин 29 февраля т. г., выступая с Посланием Федеральному Собранию РФ. "В Послании прошлого года, - сказал президент, - я объявил о существенных изменениях в организации высшей школы, о необходимости использовать здесь лучший отечественный опыт. Профессиональные основы будущего специалиста закладываются на первых курсах, где преподаются фундаментальные дисциплины. Считаю необходимым повысить уровень оплаты труда преподавателей таких предметов. Прошу правительство предложить конкретные параметры этого решения и начать их внедрение уже с 1 сентября в пилотном режиме". Далее президентом было сказано о том, какие дополнительные денежные ресурсы потребуются для этого, обратив внимание также на то, что "нам важно повысить потенциал и качество всей высшей школы, поддержать вузы, которые стремятся к развитию".

На совещании с правительством, состоявшемся 14 марта и посвященном реализации Послания Федеральному Собранию, Владимир Путин заверил, что "ситуация в экономике дает все возможности выполнить заявленные цели". Вице-премьер Дмитрий Чернышенко, курирующий сферу высшего образования, доложил не только об обновлении образовательной инфраструктуры, но и "о планах по созданию научных кампусов, увеличению вдвое передовых инженерных школ, повышению оплаты труда преподавателей фундаментальных дисциплин". "Главное, чтобы это было обеспечено финансированием. Насколько я понимаю, источники определены и здесь никаких разногласий нет, это очень хорошо", - отметил президент.

О причинах возвращения фундаментальности в наше образование

В мировоззренческой основе нашей молодежи образовалась серьезная брешь. И не могла не образоваться за 30 с лишним лет бездуховности и постоянных экспериментов, если не сказать шатаний. Достаточно вспомнить ЕГЭ, о необходимости которого копья ломают уже не первое десятилетие, постоянно при этом совершенствуя, чтобы сохранить, и про Болонский процесс, от которого в мае прошлого года и вовсе официально отказались, сохранив, между тем, многое из его сути.

Брешь образовалась главным образом из-за отказа от государственной идеологии, лежавшей в основе не только идеологического воспитания всего подрастающего поколения, а всего населения нашей огромной страны. Решительно отвергнув в 1991 году "единственно верное" марксистско-ленинское учение, официально признаваемое в качестве государственной идеологии, последовательно формировавшее мировоззрение советских людей более 70 лет, "на свалку истории", узаконив его запрет статьей 13 Конституции 1993 года, перейдя к бездумному копированию западных ценностей, не соответствующих нашему цивилизационному коду и историческому опыту, новые либеральные власти забыли простую истину о том, что идеологического вакуума не бывает. Поэтому пора признать, что отказ от государственной идеологии и закрепление этого отказа в Основном Законе страны было большой ошибкой, которую 9 ноября 2022 года попытались исправить принятием Указа N 809 "Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей". Статья 13 в Конституции осталась неприкасаемой.

Михаил Эскиндаров: В мировоззренческой основе нашей молодежи образовалась серьезная брешь. Фото: Сергей Михеев

Если бы западная модель и ценности были взяты за образец только для сферы власти и экономики, было бы, как говорится, еще полбеды. Вся же беда заключалась в том, что активно прививались не только западные ценности, но и весь западный образ жизни. Поэтому нам нельзя было ждать другого результата, чем тот, который мы наблюдаем сегодня у значительной части не только нашей молодежи, но и населения вообще. А наблюдаем мы значительный рост эгоизма, нередко переходящий в эгоцентризм, вольницу в поведении, потребительское отношение к действительности, склонность к распущенности (в частности, в манере поведения и одежде), неуважение к старшим и прочие негативные качества.

Созревший за 30 с лишним лет плод - это не только результат утраты идеологических ориентиров и нравственных основ, но и воспитания в духе западного либерализма, который был взят на вооружение сразу же после свержения советской власти. Причем взят не только в сфере образования, в том числе высшего, но и в СМИ, массовой культуре. Однако исторический опыт, пережитый нами за постсоветские десятилетия, убедительно показал, что наши реформаторы и их западные советники и патроны, главным образом американские, фундаментально ошиблись.

Яков Пляйс: Воспитывать молодое поколение в духе жертвенности - это очень и очень сложно и трудно. Фото: Пресс-служба Финансового университета

Трудности с внедрением западной модели, сопровождаемые настойчивым стремлением Запада превратить Россию в послушного вассала и ресурсную колонию, достаточно быстро отрезвили головы не только здравомыслящих патриотов, но и некоторых высокопоставленных поклонников новых хозяев. Антагонизм моделей стал очевиден уже к концу 90-х годов. Со временем стало ясно и то, что латентный конфликт моделей со временем неизбежно перерастет в открытый. Что и произошло с началом СВО на Украине.

К вышеназванным бедам надо добавить еще одну серьезную беду - западные ценности были взяты за образец не только для организации государственной и общественной жизни, но и для сферы образования, в том числе высшего, и, конкретно, его базовой мировоззренческой части. Это выразилось прежде всего в радикальном изменении не только содержания общественных и гуманитарных дисциплин, но частично и их перечня. В частности, в перечень обязательных общественных дисциплин включили политологию, которая стала обязательной. Конечно же, это была политология западного образца, придуманная в 50-60-х годах прошлого века для защиты капитализма.

Достаточно быстро выяснилось и то, что западные ценности приживаются лишь частично и укореняются в сознании главным образом молодых людей. В том числе учащейся молодежи, на что, собственно говоря, и рассчитывали архитекторы реформ. Такой результат нетрудно было и прогнозировать. А почему бы и нет. Ведь западные ценности основаны на предпочтении личных интересов, начиная с материальных. Что же касается общественных и государственных интересов, то они по западному лекалу отодвигаются на второй план, а то и еще дальше. Между тем если за основу нашей государственной политики, от которой надо отталкиваться при организации всей жизни страны, в том числе сферы образования, особенно высшего, взять те глобальные миссии, которые объективно уже много веков подряд исполняет Россия, то соотношение общего и частного (индивидуального) должно быть как раз обратным.

О сути определения "фундаментальность" и его типах

Фундаментальность советского образования основывалась не только на прочной теоретической базе естественно-научного и точного образования, но и на теоретической базе его мировоззренческой части. Это главным образом выражалось в том, что на первых двух курсах в вузах преподавались дисциплины, разработанные в соответствии с "единственно верным учением". Это были: история КПСС, история СССР, философия, политэкономия капитализма, а затем политэкономия социализма и т. д. Нельзя, разумеется, забывать и про выпускной госэкзамен по научному коммунизму. Иначе говоря, была продуманная система перечня дисциплин и очередности их преподавания. В этом была и ее сила, и преимущество. Именно это нельзя забывать при выстраивании новой системы сегодня.

Ограничиваться формированием мировоззрения подрастающего поколения только в вузах нельзя. Это было бы серьезной ошибкой

Вернемся, однако, к сути определения "фундаментальность". По нашему убеждению, существует два типа фундаментальности. Один из них имеет дело с будущей профессией студента, а другой - с его мировоззрением. Оба типа одинаково важны. В частности, потому, что можно быть прекрасным профессионалом, но быть антипатриотом (и даже врагом страны) по мировоззрению, что, кстати говоря, массово наблюдалось после начала СВО на Украине. И какой же в таком случае толк для страны от такого высокого профессионализма?

Второе не менее важное отличие в том, что фундаментальность образования, характерная для давно сложившейся и сбалансированной политической системы с устойчивыми идейными ценностями (например, западной капиталистической или социалистической - советской или нынешней китайской) принципиально отличается от фундаментальности переходного состояния, для которого всегда характерна неопределенность. В такой ситуации первый тип фундаментальности - профессиональный - будет менее подвержен деформации, чем второй - мировоззренческий. Ведь, к примеру, советский инженер или врач, химик, физик, математик, биолог и т. д. по своему профессиональному состоянию едва ли принципиально отличаются от нынешнего российского. Разве что по уровню состояния самой профессии. А вот что касается их идейного мировоззрения, то здесь разница между ними колоссальная.

Третье отличие заключается в том, что оба типа фундаментальности нуждаются в основательной и к тому же устоявшейся теоретической базе. В советское время обе фундаментальности такую базу имели. У профессиональной была своя, у мировоззренческой - своя. Это был марксизм-ленинизм, претендовавший (прямо скажем, необоснованно) также на то, чтобы быть базой и для профессиональной. Что же касается мировоззренческой части, то по ней сомнений до поры до времени не было. Учение марксизма-ленинизма казалось вечным, потому что считалось верным. И что же с этим теперь? Проблема есть и с профессиональной частью, поскольку все быстро меняется, в том числе из-за очередной, 4-й промышленной революции и перехода на новый (6-й) технологический уклад, и создать устойчивую теоретическую базу в этих условиях, мягко говоря, трудновато, хотя все-таки возможно. Что же касается второй фундаментальности - мировоззренческой, то с этим вообще большой вопрос.

Фундаментальность профессиональной части, в основе которой лежат естественные или точные науки - это одно, а фундаментальность профессиональной части образования, основу которой составляют общественные или гуманитарные науки (например, у историков, политологов, социологов, юристов, философов, лингвистов), - это нечто совсем иное. В том числе потому, что первая из фундаментальностей меньше подвергается изменениям, чем вторая. И отношение властей к различным наукам и, соответственно, профессиям, связанным с ними, очень разное. Ибо естественные и точные науки, имеют дело с базисом, т. е. с производительными силами и производственными отношениями и, разумеется, с их прогрессом. В их поступательном развитии кровно заинтересована власть любого цвета, и поэтому их нельзя не поддерживать.

Коллективный Запад и сейчас мечтает о том, чтобы если не нанести России "стратегическое поражение на поле боя", то хотя бы затормозить ее развитие

Общественные и гуманитарные науки не связаны непосредственно с базисом, а тесно связаны с надстройкой, т. е. с организацией власти и общественной жизни: их функционированием, оценкой деятельности, перспективами развития. К тому же во времена любой социальной революции общественные и гуманитарные науки более всего подвержены пересмотру и, конечно, перестройке и перетряске. Зная это, власти тем более скептически относятся к ним и их интересам и возможностям.

Глобальные миссии России как фундамент всякой государственной политики, в том числе в сфере образования

Одна из глобальных миссий России была впервые зафиксирована в Концепции внешней политики РФ, одобренной президентом Владимиром Путиным 31 марта 2023 года. Пункт 5 этого документа гласит: "Россия с учетом ее решающего вклада в победу во Второй мировой войне, а также деятельной роли в создании современной системы международных отношений и ликвидации мировой системы колониализма выступает в качестве одного из суверенных центров мирового развития и выполняет исторически сложившуюся уникальную миссию по поддержанию глобального баланса сил и выстраиванию многополярной международной системы, обеспечению условий для мирного, поступательного развития человечества на основе объединительной и конструктивной повестки дня".

Несмотря на всю важность этой официально зафиксированной миссии, у России, как нам представляется, есть и другие не менее важные миссии, которые, безусловно, необходимы для поддержания глобального баланса сил.

Первая из них состоит в поглощении (гашении, преодолении) глобальных катаклизмов. За несколько прошедших веков это происходило не один раз. Начало было положено в эпоху монголо-татарского ига, продолжавшегося более двух с половиной веков. Ценой неимоверных усилий и жертв Русь не только остановила продвижение этого нашествия на Европу, но и постепенно поглотила его. Итоговая цена выразилась не только в колоссальных людских и материальных жертвах, но и в последующем длительном заторможенном развитии. Кстати говоря, коллективный Запад и сейчас мечтает о том, чтобы если не нанести России "стратегическое поражение на поле боя", то хотя бы затормозить ее развитие.

Следующий глобальный катаклизм случился уже в начале ХIХ века во времена нашествия Наполеона Бонапарта на Европу, а затем и на Россию. Победа над ним, а потом и освобождение Европы стоили России, пожалуй, не так дорого, как это было в предыдущем случае, но цена тоже была немалая. Зато цена поглощения гитлеровского нашествия (из-за освобождения не только СССР, но и всей Европы) была беспримерно высокой.

Новый этап борьбы с очередным, фактически тоже глобальным катаклизмом начался 24 февраля 2022 года с освобождения Донбасса. Сейчас трудно представить, чем обернется жизненно необходимая для нас победа в СВО на Украине, но тоже, наверное, не малой ценой: и людских жизней, и материальных потерь, и финансовых затрат.

Кроме того, речь идет о тотальной защите общечеловеческих естественных морально-нравственных ценностей, которые в последние несколько десятилетий оказались под угрозой искажения и деформации. Узаконение в ряде стран прав ЛГБТ (организация признана экстремистской и запрещена в РФ), однополых браков и прочих противоестественных дикостей привело к тому, что с этим злом приходится бороться всеми возможными средствами.

Эти миссии требуют от государства и общества не только воли, огромных усилий и средств, но и целенаправленной идейной работы, особенно среди молодежи, которая в силу возраста и небольшого жизненного опыта наиболее восприимчива к разного рода отклонениям от традиционных ценностей. Воспитывать молодое поколение в духе жертвенности - это очень и очень сложно и трудно. Тем не менее не учитывать упомянутые миссии ни при организации государственной и общественной жизни, ни при организации системы образования и воспитания, в том числе в наших вузах, ни в коем случае нельзя.

Выводы

  1. Фундаментальность высшего образования, безусловно, важна и объективно необходима. Особенно для такой страны, как Россия. Прежде всего из-за ее давно и объективно сложившихся глобальных миссий.
  2. Фундаментальность профессиональной части высшего образования принципиально отличается от фундаментальности его мировоззренческой части, как и фундаментальность естественно-научного и точного образования от обществоведческого и гуманитарного. При этом надо учитывать, что все эти фундаментальности, безусловно, важны и все нуждаются в отлаженной, тщательно продуманной современной учебно-методической базе.
  3. Фундаментальность мировоззренческой части высшего образования в стране, переживающей переходный период без определенной и ясной модели развития, очень уязвима, что не должно быть ей свойственно по определению.

Что делать

  1. В ситуации неопределенности и при конституционном запрете государственной идеологии в основу мировоззренческой части фундаментальности должен быть положен Указ N 809, в котором перечислены не только ценности, но и сказано, кто и как должен их прививать. Система воспитания и учебно-методическая база вузовского образования также должны быть выстроены на основе этого указа.
  2. Определить перечень фундаментальных (очевидно, мировоззренческих) дисциплин, являющихся обязательными на первых двух курсах вузов. Кстати говоря, фундаментальными в науке традиционно считаются не общественные и гуманитарные науки, а естественные, что, как нам представляется, в корне неверно. Любая наука по сути своей должна быть фундаментальной. В ином случае это не наука. Это давно пора признать и документально зафиксировать. К числу таких дисциплин следует отнести не только историю России и новую дисциплину "Основы Российской государственности", но и политологию, основательно переработав ее содержание и поставив ее на национальную почву.
  3. У каждой общественной и гуманитарной дисциплины, преподаваемых в вузах на младших курсах, а может быть, и на старших, должны быть конкретная цель и задачи, которые обязаны определить и сформулировать конкретные опытные специалисты. В совокупности эти дисциплины должны формировать устойчивые качества сознательного и активного гражданина-патриота. Такова должна быть главная цель формирования мировоззрения студента вуза.
  4. Ограничиваться формированием мировоззрения только в вузах нельзя. Система воспитания должна охватывать все уровни подрастающего поколения. При этом, разумеется, нельзя забывать про СМИ и социальные сети, чье воздействие на молодых людей сегодня огромно, что ни в коем случае нельзя недооценивать.
  5. Определяя уровень зарплаты вузовских преподавателей, преподающих мировоззренческие, или так называемые фундаментальные дисциплины, нелишне помнить о двух типах фундаментальности. В идеале было бы решиться на повышение зарплаты всех вузовских преподавателей.