Обсудили предложения по развитию экзаменационных моделей КИМ ГИА по естественно-научным предметам, математике и информатике

Дата: 2024-08-30

В рамках Всероссийского общественного обсуждения вопросов совершенствования государственной итоговой аттестации (ГИА) прошла секция, посвященная развитию экзаменационных моделей контрольных измерительных материалов (КИМ) ЕГЭ и ОГЭ по естественно-научным предметам, математике и информатике.

Предваряя обсуждение, директор Федерального института педагогических измерений (ФИПИ) Оксана Решетникова рассказала об общих установках, которыми руководствуются разработчики КИМ. «Мы готовы реализовать любую разработку в устном или компьютерном формате, в межпредметном формате, естественно-научных экспериментах и так далее. Но мы понимаем, что при этом должны быть некоторые общие для всех предметов решения. И, конечно, мы исповедуем принцип ответственного отношения ко всем поступающим предложениям. Предложения бывают очень интересные, но революционные, а система образования очень чувствительна и тяжело переносит революционные изменения. Первый принцип – реализация любого подхода не должна ухудшить положение участников экзамена.

Формат экзамена не должен противоречить 11-летней образовательной практике учеников, а все регионы должны иметь возможность обеспечить проведение этого экзамена», – пояснила она.

Оксана Решетникова прокомментировала также некоторые из поступивших предложений общего характера. Организация проверки экзаменационных работ экспертами из других регионов уже несколько лет реализуется в локальном формате, также как и проведение апелляций в дистанционной форме в отдельных регионах. Директор ФИПИ поддержала предложение о том, что при проверке экзаменационной работы должно быть указано, за какую ошибку и сколько баллов снял эксперт. «Поддерживаем это предложение, считаем его правильным. Будем это предлагать для внесения в порядок проведения ГИА», – сказала она.

А вот говорить о возможности привлечения искусственного интеллекта к проверке экзаменационных работ преждевременно. «Искусственный интеллект входит в нашу жизнь, но пока полностью доверить ИИ проверку ответов участников ЕГЭ мы не можем. Мы не исследовали этот вопрос, но обещаю, что мы в ближайшее время этим займемся, чтобы получить достаточную информацию для анализа возможности включения ИИ в проверку ответов участников ЕГЭ в будущем», – прокомментировала Оксана Решетникова.

Большую дискуссию вызвало предложение об отказе от ежегодной публикации демонстрационных вариантов КИМ.

Сторонники этого решения говорили о том, что демоверсии становятся ориентиром для натаскивания, что с одной стороны формирует у выпускников не совсем верные представления о том, что их ждет на экзамене, а с другой приводит к тому, что часть школьной программы просто ими не изучается, они не получают системные знания, которые можно применить в разнообразных ситуациях, а сосредотачиваются только на том, что понадобится для решения конкретных заданий.

Противники говорили о том, что без примеров конкретных заданий, сформированных в демонстрационный вариант КИМ, зачастую трудно объяснить и выпускникам, и педагогам, какие задания и в какой форме им могут быть предложены. Кроме того, необходимо учитывать специфику отдельных предметов.

Оксана Решетникова предложила организовать более широкое обсуждение этой темы.

Эксперты также рассмотрели предложения о проведении ОГЭ и ЕГЭ в компьютерном формате. По его итогам было решено детально изучить опыт Москвы, где часть предметов ОГЭ сдается в компьютерной форме. «Нам стоит изучить опыт Москвы, провести сопоставительный анализ, что они получили. Нужен также плотный диалог с регионами, чтобы понять возможности и риски, что ребенку доступно сейчас на любом уроке, чтоб на экзамене он не испытал удвоенный стресс, столкнувшись с новым форматом. Я думаю, в перспективе к 2030 году, при условии готовности и поддержки всех субъектов Российской Федерации, можно попробовать приступить к реализации этой задачи», – сказала Оксана Решетникова.

На обсуждение экспертам была предложена концепция новой модели ЕГЭ по математике. Суть ее в том, чтобы объединить базовый и профильный экзамен, разделив его при этом на две разные по сложности части. Набрав определенное количество баллов за задания первой части, которого выпускнику достаточно для получения аттестата или поступления в массовые вузы, он может выполнение экзаменационной работы завершить или получить доступ ко второй части, чтобы набрать дополнительные баллы. «Мы примем задачу по разработке перспективной модели интегрированного ЕГЭ по математике, апробируем её в субъектах Российской Федерации и представим к 2026 году её итоги. Только после апробирования модели возможна интеграция её в ЕГЭ», – подвела итог директор ФИПИ.

Также большую дискуссию вызвал вопрос о включении в ЕГЭ по физике, химии и, возможно, биологии экспериментальной части.

Эксперты положительно оценили эффект данного шага, однако его практическая реализация сопряжена с целым рядом сложностей, прежде всего наличием качественного оборудования и квалифицированных специалистов в каждом экзаменационном пункте, а моделирование виртуального эксперимента не может в полной мере заменить умение проводить эксперимент реальный. «Мы возьмем на себя обязательство разработать перспективные модели реального и виртуального эксперимента и попробуем на 2026–2027 год выйти на апробацию этих подходов», – заявила Оксана Решетникова.

Участники дискуссии также обсудили предложения по изменению отдельных заданий по различным предметам.