Благотворительный фонд «Эмпатия» провел опрос школьных учителей русского языка. В число респондентов вошли 518 педагогов-словесников, принявших участие во всероссийской олимпиаде «Хранители русского языка».
Исследователи выяснили, что наибольшие сложности для учащихся создает орфография, или, иными словами, правописание. Об этом сообщили 40% опрошенных. Почти вдвое меньше учителей связали проблемы изучающих русский язык с пунктуацией (24%), культурой речи и стилистикой (24%).
Самыми сложными орфографическими темами педагоги назвали употребление «н» и «нн» (64%), безударные личные окончания глаголов (53%) и «не» с разными частями речи (52%).
По мнению опрошенных, проблемы с русским языком, как правило, объясняются бедным словарным запасом. 39% учителей убеждены, что ученики ошибаются в написании слов, так как попросту не знают или не помнят их. Показательно, что чуть больше четверти (27%) педагогов утверждают, что у школьников нет мотивации к учебе: они не видят смысла запоминать правила русского языка и вникать в их тонкости. А 18% словесников усматривают источник проблем в расхождении между правилами и так называемым узусом, то есть реальным словоупотреблением.
Авторов исследования интересовало также, объясняют ли учителя проблемы с успеваемостью по русскому языку влиянием интернета. Утвердительно на этот вопрос ответили 38% педагогов – они заявили, что речевая онлайн-культура отрицательно сказывается на речи учащихся. Однако больше половины преподавателей (52%) утверждают, что онлайн-общение может быть полезным для развития языковых навыков.
Любопытно, что, хотя многие преподаватели-словесники уверены, что речь школьников формируется под влиянием блогеров, сами они в блогеры не стремятся.
Только 1 из 20 учителей готов вести канал, который мог бы способствовать улучшению речи и грамотности школьников. А вот делать замечания ученикам, допускающим ошибки, считают правильным 74% педагогов – даже во внеурочное время.