20 апреля российские и зарубежные педагоги в рамках онлайн-стажировки побывали в образовательном центре «Эврика», который находится в живописном Южно-Сахалинске. Публикуем ключевые цитаты о значении дошкольного возраста руководителя Института «Эврика» Александра Адамского из его приветственного слова.
1. Развитие ребёнка связано с развитием взрослого. Прежде чем поставить задачу ребёнку, нужно поставить задачу педагогу.
2. Движение в зону ближайшего развития и у взрослого, и у ребенка – основной методический приём центра «Эврика».
3. Онтология современного дошкольного образования: диалог, выбор, самостоятельность.
4. Дошкольный возраст характеризуется тем, что в это время могут формироваться способности (коммуникативные, информационные, учебные), которые необходимы ребёнку для того возраста, в котором он проживает сейчас и для дальнейшей жизни. Если эти способности оказываются недостаточно развитыми, они не компенсируются.
5. Полноценное проживание дошкольного возраста – это золото, которое расходуется на протяжении всей жизни.
6. Если у ребенка в дошкольном возрасте не появилось чувства юмора, этого уже не произойдёт. Если у человека чувство юмора не развито, можно предположить, как прошла его дошкольная жизнь.
7. Современный парадокс образования заключается в том, что основной жизненный потенциал закладывается в дошкольном возрасте. А всё остальное является лишь небольшим результатом образования.
8. Игровая деятельность ведёт за собой развитие ребёнка. Она направлена на вовлечение ребёнка в процесс. Игра интегрируется в разные направления образовательного процесса. Дети и взрослые живут через игру. Игровая деятельность распространяется на весь детский сад, включая воспитателей. Взрослые – тоже действующие лица.
9. Полноценно прожитая дошкольная жизнь (не обучение чтению и уроки математики, а полноценное проживание и освоение игровой детальности) мотивирует на учёбу. Чем насыщеннее была игровая деятельность, тем острее ребёнок испытывает жажду учения.
10. Полилингвальность позволяет построить развитие ребёнка более полноценно, чем монолингвальность. Дети не «учат» разные языки на специально организованных занятиях. Они просто увлечённо играют и осваивают разные виды деятельности вместе с педагогами, применяющими методику «парной технологии» в полилингвальной среде. Задачи должны быть поликультурными.
11. Правило модели центра «Эврика» – дети создают среду. Среда – результат детского творчества.