Орфография, по мнению 40% опрошенных учителей, – самый сложный раздел для изучения в школе. Об этом говорится в исследовании благотворительного фонда «Эмпатия». Опрос проводился среди 518 педагогов русского языка из разных регионов России. Пунктуация идет лишь на втором месте, ее указали 24% педагогов, 23% – культуру речи и стилистику. Реже дети испытывают проблемы с постановкой ударений: орфоэпию самым трудным разделом назвали только 13% учителей.
Абсолютное большинство опрошенных – 64% – назвали самой сложной темой для школьников правописание н и нн. Также дети часто ошибаются в безударных личных окончаниях глаголов, как, например, в словах «будете» и «скажете», замечают 53% учителей. Каждый второй учитель (52%) отметил, что детям тяжело освоить тему «не» с разными частями речи, и почти каждый третий (28%) наблюдает у своих учеников трудности с частицей «ни».
Ключевая проблема в современном русском языке – это обеднение лексикона. Об этом рассказали 44% опрошенных педагогов. Педагоги отметили, что «бедный» словарный запас характеризует речь не только школьников, но и взрослых.
Языковое упрощение, которое многие филологи называют естественным процессом, беспокоит 15% учителей.
На использование заимствований без необходимости, как, например, в словах «экспириенс», «воркаут» и «митап», указали 14% опрошенных.
Еще 12% учителей считают, что наиболее остро сегодня стоит проблема нормализации нецензурной лексики, а 10% волнует проникновение жаргона в медиа и разговорную речь.
Чаще всего ребенок не может правильно написать слово, потому что не встречал его раньше или не запомнил, говорят 39% опрошенных учителей.
Другая сложность в изучении русского – отсутствие мотивации. 27% педагогов замечают, что дети не видят ценности в знании правил и тонкостей родной речи, думая, что их и так поймут.
Еще 18% респондентов уверены, что на учеников влияет конфликт между официальными нормами и речью, которую дети слышат дома и в окружении.
Тянутся к детям и сами учителя, иногда перенимая у них сленговые выражения.
В частности, они указали, что узнали от детей слова «вайб», «дедлайн», «краш», «кринж», «респект» и «спойлер». Среди глаголов выделили «загуглить», «спамить», «чилить», «хайпить», а также переняли популярные эпитеты «душный», «токсичный» [о человеке], «рандомный» и «лайтовый».
Некоторые учителя стали использовать мемы вроде «жаль, конечно, этого добряка» и «л – логика».
В итоговом вопросе о советах для сохранения красоты русского языка учителя рекомендовали слушать аудиокниги и читать классику – Александра Пушкина, Льва Толстого, Федора Достоевского и Антона Чехова. Также они назвали ограничения: не сокращать слова и не использовать заимствования, не опускаться до жаргона, не разрешать себе небрежно обращаться с языком, даже в угоду пониманию и снисхождению.