Итак, в обществе новая тема - инициатива сократить сроки среднего образования, спрессовать время учебы и в школе, и в вузе. За таким крутым поворотом нас должен, по идее, ждать успех: молодежь сможет раньше выходить на работу, будет более конкурентоспособной и менее похожей на фонвизинского Митрофанушку, который только "лет через десяток войдет в службу".
Нужны ли такие изменения? Кого выпустят школы и по каким программам, если сокращать школьные годы чудесные? Кого выпустят вузы, если 5-6 лет подготовки превратятся в 3-4? Но мы ведь только перестраиваемся на новые уровни высшего образования, где подготовка в университете - это как раз 5-6 лет: четырехлетнего бакалавриата не хватает для подготовки высококвалифицированного специалиста... Как же так?
Первая помощь сомневающейся маме - советы таких же мам. Чат забурлил.
- Помимо конкурентного окружения, где надо быть быстрым и молодым, существуют общефизиологические нормы созревания психики. Истории молодых вундеркиндов, рано освоивших школьную программу, как правило, заканчиваются незавидно. Часто забвением или нарушением психоэмоционального баланса. Уменьшение сроков обучения в вузах ведет к снижению глубины подготовки специалиста. Не нужно распространять захватившее мир клиповое мышление и на сферы науки и образования, - высказалась Ксения, председатель родительского комитета, мама первоклассницы Маши и девятиклассника Александра.
- А я поддержу инициативу, - парировала Екатерина, - у нее сын в восьмом, а дочка уже на втором курсе Строгановки. - Дети слишком долго остаются инфантильными из-за школы до 18 лет. Мне кажется, схема "9-10 лет в школе + 4 года в вузе" более чем рабочая. Врачи, учителя и сложные инженеры пусть учатся 6-7 лет.
А вот Валерия, у которой дочка учится в 7-м классе, считает: "Я бы уже после 9-го класса со школой распрощалась. И вперед - в колледж по выбранному профилю. Вспоминаю себя после второго курса университета - я уже вовсю стремилась работать и работала! Современные школьники взрослеют быстрее нас - тоже смогут".
Кстати, такой факт: Россия по продолжительности обучения - и по годам, и по учебному календарному времени - находится внизу условной таблицы среди развитых стран. Это значит, что у россиян одна из самых коротких "учебных дистанций".
- В мире, как правило, учеба длится двенадцать лет: они раньше начинают и позже заканчивают. Да и каникулы у нас одни из самых длинных, - рассказал "РГ" директор центра общего и дополнительного образования Института образования ВШЭ Сергей Косарецкий. - В этом смысле дальнейшее сокращение - довольно амбициозный шаг, рисков больше, чем возможностей. Конечно, продолжительность учебного времени не трансформируется автоматически в качество образования, но если мы будем его сокращать, то придется серьезно менять формы, технологии обучения. Мне кажется, мы к этому не готовы. И еще одно: я часто слышу, что сегодня дети могут самостоятельно регулировать свое обучение, обращаться в интернет к разным ресурсам, проходить программу за более короткий срок. На мой взгляд, это касается очень ограниченного круга детей, но большинство к такому темпу не готовы.
Елена Суханова, директор Института образования Томского госуниверситета:
- Обновление системы высшего образования нацелено на то, чтобы обеспечить студентам ускоренный выход на рынок труда. Либо мы уменьшаем время на подготовку их на предприятии, либо трудоустраиваем студентов уже в процессе учебы. Но насколько студенты готовы и насколько мы можем создать условия для этого? Работодатели ждут "упакованного" специалиста, готового к сложным коммуникациям, социально ответственного, с определенной ценностной картиной мира.
Сергей Кривовичев, генеральный директор Кольского научного центра РАН:
- Я заканчивал десятилетку при СССР, а затем пять лет учился в университете. Считаю, что это вполне оптимальный срок. Но сегодня школьный курс обучения действительно растянут. Качество образования зависит не столько от срока, сколько от профессионализма учителей и качества программы обучения.
Геннадий Швейдель, директор Алупкинской школы N 1 им. дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана:
- Сокращая срок обучения в школе, мы, по сути, сокращаем психологическое развитие ребенка. Тут речь идет не о профориентации, а о том, что он будет не социализирован, если мы его в 15 лет отправим в вуз. Мы, таким образом, просто выгоним детей на улицу.
Елена Михайлова, домохозяйка, Волгоград:
- Я бы сократила не количество лет обучения, а число уроков. Старшеклассники большую часть дня проводят в школе, а потом выполняют домашнее задание. Если идет подготовка к экзамену, они сидят до полуночи. Чтобы хорошо учиться, нужно больше гулять, заниматься спортом. Но непонятно, куда впихнуть кружки, секции, репетитора.
Сергей Сопочкин, директор лицея N 130 им. академика Лаврентьева, Новосибирск:
- Мы, как базовая школа РАН, не против, если вторая половина дня будет отведена практическим занятиям в школьных лабораториях с учеными. Еще хорошо бы заниматься мировой культурой, развивать гуманитарное мышление. Если бы мы хотя бы раз в месяц проводили кинопоказы, то наши дети за 10 лет посмотрели бы сто лучших мировых кинокартин. Времени для этого нет или мало. А если оно еще сократится?
Андрей Беседин, президент Уральской торгово-промышленной палаты:
- Положительно отношусь к декларируемым подходам, но действовать надо очень быстро. Производство работает с нагрузкой в 300-400 процентов, а молодежь не идет. Никогда проблема кадров не была такой острой. Нужно поднимать репутацию человека труда. Молодежь не знает о том, что сегодня на многих предприятиях достойные зарплаты, современное оборудование, хорошие соцпакеты.
Подготовили Алексей Михайлов, Сергей Винник, Роман Мерзляков, Ольга Гутман, Ольга Фаткуллина