Согласно опросу НИУ ВШЭ, треть руководителей российских компаний имеют второе высшее образование, а степень МВА - больше четверти. И это не считая различных курсов, занятий с личным тренером и прочего, к чему время от времени прибегают топ-менеджеры.
Учатся на протяжении всей своей карьеры не только руководители, но и линейные сотрудники. Причем подталкивают их к такому саморазвитию работодатели. По данным исследования портала "Работа.ру" и сервиса "СберПодбор", 81 процент опрошенных компаний охотно инвестирует в обучение своих специалистов. Чаще всего в это готовы вкладываться представители производственного и агропромышленного комплексов - так ответили 83 процента компаний этого сектора. На втором месте - медицинские организации (76 процентов), на третьем - рекрутеры из ИТ-сферы (75 процентов) и недалеко от них (74 процента) респонденты из транспортной отрасли.
Некоторые опрошенные компании (13 процентов) обучают сотрудников каждый месяц, 10 процентов делают это раз в квартал, 19 процентов - раз в полгода, 13 процентов - один раз в год. При этом 36 процентов компаний сообщили, что оплачивают курсы по запросам работников.
Такой подход позволяет отчасти решить вопрос заполнения вакансий необходимыми специалистами. "С проблемой низкой активности соискателей на рынке труда столкнулись многие компании, особенно остро она стоит в промышленности и в агросекторе, - отмечает заместитель генерального директора "Работа.ру", операционный директор сервиса "СберПодбор" Александр Ветерков. - Однако частично она решается участием компаний, которые готовы тратить ресурсы на обучение специалистов. Привлечение к работе новых сотрудников, в частности с недостаточной квалификацией - это отличная возможность "вырастить" профессионала, который сможет восполнить потребности организации".
"Сегодня многие компании, особенно работающие в наиболее быстро меняющихся сферах, например, в ИТ, уделяют образованию сотрудников большое внимание и вкладывают значительные финансы, запускают корпоративные университеты", - отмечает генеральный директор КРОС Екатерина Мовсесян.
В 2022 году в России насчитывалось более ста корпоративных университетов. Большинство из них имеют государственную лицензию на образовательную деятельность, в том числе для того, чтобы выдавать собственные удостоверения о повышении квалификации и дипломы о профессиональной переподготовке с присвоением новой квалификации. Форматы обучения могут быть различными: от коротких тренингов до длительных программ, которые предполагают переход на новый уровень менеджмента.
По словам экспертов, основное преимущество корпоративных университетов состоит в том, что программы в них можно "затачивать" под конкретные бизнес-задачи. При этом преподавать на этих программах могут как внутренние эксперты компании, так и приглашенные. Это позволяет обеспечить максимально качественное обучение.
"Корпоративный университет требует серьезных финансовых вложений, которые будут оправданы только в случае, если количество сотрудников компании превышает три тысячи человек", - уверена Екатерина Мовсесян.
"Мы давно отказались от мысли, что можно легко нанять готового специалиста и сразу поставить его "в строй", - говорит старший вице-президент "Меркатор Холдинг" Никита Сидоров. - Это касается как людей "с улицы", то есть практически не имеющих профессиональной подготовки, так и тех, у кого за плечами колледжи и технические вузы. Поэтому на нашем заводе мы практикуем наставничество, "дорабатываем" специалиста под себя. Кроме того, мы плотно взаимодействуем с колледжами, где готовят рабочие кадры, и с вузами. Например, недавно открыли класс в Калужском филиале МГТУ имени Н.Э. Баумана. Здесь молодые ребята, студенты, работают по несколько часов в день. Мы ставим перед ними реальные задачи (пока простого уровня) по проектированию. И студенты таким образом обучаются".
Специалисты уверены, что люди, которые часто учатся, обычно демонстрируют живость ума и готовность не стоять на месте. Поэтому дополнительное образование действительно может позитивно влиять на карьерный рост.
"Для работодателей важно, чтобы в постоянно меняющемся мире в команде были люди, способные быстро адаптироваться к новой реальности, а иногда ее формировать", - отмечает Екатерина Мовсесян.