Школы Саратовской области близки к переводу на занятия в одну смену

Дата: 1970-01-01

По словам главы региона Романа Бусаргина, главным образом снижения числа обучающихся во вторую смену удалось добиться "благодаря проектам по строительству новых школ и расширению действующих учебных учреждений". При этом губернатор подчеркнул, что большую поддержку местным властям при строительстве школ оказывает земляк председатель Госдумы Вячеслав Володин. Так, в этом году открылись новые корпуса в трех школах в Саратове. В общей сложности они рассчитаны на почти две тысячи учеников. Новые здания соответствуют всем нормативным требованиям, в учебных классах - современное оборудование, в новом корпусе школы N 46 - бассейн.

Запланировано строительство еще трех школ в новых микрорайонах города. По двум объектам со строительными организациями планируется в ближайшее время подписать контракты.

Во второй половине дня в школах, освободившихся от занятий, занимаются группы продленного дня и работают различные кружки

При этом многие городские школы находятся на плотно застроенных территориях и отыскать место для нового строительства бывает непросто. Однако, как показывает практика, и в такой ситуации выход найти можно, было бы желание. Например, школа N 77 на улице Шелковичной, где занимаются дети из большого микрорайона с новостройками, в прошлом году получила новый корпус на 825 мест на соседней улице. Раньше в этом здании размещался строительно-монтажный техникум. Однако помещение уже несколько лет не использовалось, пустовало и постепенно разрушалось. Там провели реконструкцию, переоборудовали его в соответствии с современными требованиями к учебным заведениям. "Благодаря этому удалось не только разгрузить переполненное старое здание школы, но и перейти на обучение в одну смену", - говорит директор школы Анна Скиданова.

Еще один способ - более рационально использовать уже имеющиеся школьные площади. В результате капитального ремонта преобразуются внутренние помещения школ и появляются новые учебные места.

Во второй половине дня в школах, освободившихся от занятий, занимаются группы продленного дня и работают различные кружки. Кроме того, и саму нагрузку между школами теперь стараются распределить более равномерно. Как рассказали в министерстве образования, есть ситуации, когда одна соседняя школа переполнена, в другой - недокомплект учеников. Это может быть связано с тем, что жилые дома, находящиеся вблизи школы, были отнесены к другому учебному заведению.

Также в регионе ввели дополнительные нормативные ограничения по строительству нового жилья без учета его обеспечения социальными объектами и стали жестче контролировать соблюдение таких требований. Ведь еще недавно целые новые микрорайоны сдавались без социальной инфраструктуры: школ, детских садиков, поликлиник. Так что через год на занятия в одну смену рассчитывают перевести всех школьников.

А как у вас?

Корреспонденты "РГ" изучили, как с обучением учеников обстоят дела в их регионах. Картина следующая. К примеру, в Тамбове рассчитывают перейти на обучение в одну смену уже в следующем учебном году. Схожая ситуация и в Калужской области: здесь тоже остался последний рывок. Из 120 тысяч школьников региона только 6 тысяч п вынуждены посещать занятия во второй половине дня.

Сокращается процент учащихся во вторую смену и в Алтайском крае, но ненамного. И что связано прежде всего с нехваткой школ в крупных городах - Барнауле, Бийске, Рубцовске и Новоалтайске. Показательна ситуация в Барнауле, где каждый четвертый школьник учится во вторую смену. Ситуация осложняется тем, что строительные организации в последнее неохотно берутся за возведение и ремонт объектов социального назначения, в том числе школ: невыгодно по ряду причин.

В Новосибирской области вторая смена действует в 271 школе из 960. Это коснулось почти 105 тысяч из 372 тысяч школьников, то есть примерно трети."Победить" массовую вторую смену в Новосибирске планируют к концу 2025 года. Ну а пока кое-где приходится выходить из положения, придумывая и третью смену. Так, в школе города - N217 в ЖК "Матрешкин двор" - будут учиться почти 3500 тысячи детей, это втрое больше, чем предусматривает проект. Поэтому часть классов там будет заниматься с трех часов дня до 18.50.

Интересно, что в Донецке школьники вернулись в классы. Хотя в опасных районах еще и сохраняется дистанционное обучение. "Но она довольно мала, - замечает директор донецкого многопрофильного лицея N5 Виктория Коваль. -У нас, например - меньше 20 человек. Поэтому в целом мы работаем в очном формате. Насколько мне известно, другие школы в центре города тоже работают так". По ее словам, обучение проходит только в первую смену. Причем средняя наполняемость классов достаточно высокая.

Сложнее всего обстановка, пожалуй, в Дагестане. Хотя в первый день нового учебного года тут открыли 21 школу на 7122 ученических места. Но и этого мало. Официально примерно в половине дагестанских школ дети учатся во вторую смену. Одна из причин этого - высокая рождаемость в республике. Причем чиновники стремятся приукрасить ситуацию.

В преддверии нынешнего учебного года председатель правительства Дагестана Абдулмуслим Абдулмуслимов заявил, что в регионе решена проблема трехсменного обучения в школах, напомнив, что в 2021-2022 годах насчитывалось 33 школы, где семь тысяч детей учились в третью смену. Из них более половины - школьники начальных классов.

А на самом деле жалобы на третью смену поступают до сих пор. Корреспондент "РГ" насчитал около десятка школ, где дети учатся в третью смену. Чтобы не портить статистику, ее называют "вторая смена, второй поток".

Кроме того, по данным Минобрнауки Дагестана, в республике более 140 школ, в которых учатся 20 тысяч детей, находятся в аварийном состоянии.

Подготовили Нина Рузанова, Сергей Зюзин, Лев Лазаренко, Руслан Мельников, Тимур Алиев