На Московском международном салоне образования состоялась панельная дискуссия «От предпрофессиональных классов к профессиональной карьере». Спикеры обсудили, как система столичного образования формирует будущие квалифицированные кадры для экономики страны. Разговор был построен вокруг трех образовательных треков, доступных московскому школьнику после окончания 9-го класса: профильного обучения, предпрофессионального образования и среднего профессионального образования. Модерировал дискуссию и.о. директора Института развития профильного обучения Московского городского педагогического университета Михаил Силантьев.
«Чтобы обеспечить успешное профессиональное будущее школьника, превратить его в конкурентоспособного сотрудника, в Москве работает комплексный подход: связка школы, вуза и работодателя – или, в случае среднего профессионального образования, прямое взаимодействие колледжа и работодателя. Все участники этой взаимовыгодной коллаборации понимают, чего они хотят от выпускника, и помогают ему самому понять и правильно выбрать образовательную траекторию для дальнейшего профессионального становления и построения карьеры», – подчеркнул модератор.
Дмитрий Гуров, директор Школы Марьина Роща имени В.Ф. Орлова, рассказал об успешном опыте реализации профильного и предпрофессионального образования в школе. Школа Марьина Роща – один из лидеров в этом направлении.
В ней доступны почти все существующие в городе предпрофессиональные классы: инженерный, медицинский, ИТ, медиа и предпринимательский, а также проекты образовательных вертикалей – математической, ИТ и естественно-научной.
Кроме того, знакомить детей с профессиями здесь начинают еще на дошкольном уровне – с применением STEM-технологий. Это позволяет достичь большой вовлеченности учащихся в образовательный процесс и высоких результатов.
Вера Рогова, заместитель первого проректора РТУ МИРЭА, отметила важность развития полноценного партнерского взаимодействия между школами и вузами: это, по ее мнению, самый верный путь к раскрытию способностей и талантов мотивированных учеников. Также спикер подчеркнула, что выпускники предпрофессиональных классов, поступая в университеты, предъявляют повышенные требования к содержанию и качеству образовательного процесса. В РТУ МИРЭА для таких студентов разрабатывают индивидуальные траектории обучения. Однако в целом для вузов это становится профессиональным вызовом, который требует системного решения.
Анна Печеная, директор Колледжа Московского транспорта, рассказала о проходящей в столице модернизации системы среднего профессионального образования, которая стала ответом на возрастающую потребность экономики города и страны в рабочих кадрах. Повышенная востребованность «синих воротничков» ставит перед системой образования задачи по актуализации подготовки в колледжах в соответствии с запросами работодателей. Для этого, в частности, в столичных колледжах долю практики в общем объеме обучения увеличили до 70 процентов. Изменили и стандарт оснащения: теперь колледжи предлагают студентам современные лаборатории, мастерские и полигоны. Вкупе с трансформацией образовательных программ это позволяет молодым специалистам при устройстве на работу сразу включаться в производственный процесс, не тратя время на дополнительную переподготовку.
Важность этой тенденции отметил Андрей Краузе, заместитель начальника Единого центра функционального проектирования и развития квалификаций Московского метрополитена. Колледж Московского транспорта и Московский метрополитен – стратегические партнеры: они совместно разрабатывают образовательные программы для будущих специалистов в рамках проекта «Нам с тобой по пути». В итоге выпускники колледжа, которые трудоустраиваются на предприятие, уже соответствуют всем профессиональным требованиям. Также Андрей Краузе отметил важность ранней профориентации для индустриальных партнеров столичного образования.
В финале мероприятия гости увидели интервью с Даниилом Скроботом – выпускником инженерного класса московской школы № 2098, который, благодаря полученной предпрофессиональной подготовке, успешно поступил в МГТУ имени Н.Э. Баумана и в настоящий момент работает инженером-конструктором в конструкторском бюро «Туполев».