2024 год – год 100-летия Культурно-исторической психологии. Можно спорить о выборе юбилейной даты. Но 100 лет назад основатель КИП Лев Семенович Выготский сделал 2 дебютных доклада – в Петрограде (6 января на 2-м съезде по психоневрологии в Петрограде) и 26 ноября на II Всероссийском съезде социально-правовой охраны несовершеннолетних в Москве), которые стали рубежными не только в научной биографии Выготского, но и в истории науки в целом.
Конечно, на «статус» года столетия КИП мог бы «претендовать» и будущий 1925-й год. В этом году, 5 ноября Выготский без защитил без защиты (в связи с болезнью) диссертацию на тему «Психология искусства», в результате чего ему было присвоено звание старшего научного сотрудника, соответствующее современной степени кандидата наук. Исследование Выготского было оценено в момент своего представления – уже 9 ноября 1925 г. был подписан договор на издание монографии «Психология искусства», но книга увидела свет лишь в 1965 г., а три года спустя, в 1968 г. была переиздана.
Десятилетия спустя ученик Выготского Даниил Борисович Эльконин квалифицировал эту работу как программный текст, в котором изложены начала неклассической – культурно-исторической психологии. В этом году «сошлись» две юбилейные даты – век КИП и 130-летие ее подвижника Д.Б. Эльконина, который родился 29 февраля 1904 г. Его юбилею посвящен 1-й номер нашего журнала за этот год.
Замысел выпуска принадлежит сыну и продолжателю дела Даниила Борисовича – Борису Данииловичу Эльконину, главному редактору журнала «Культурно-историческая психология» (2014 – 2023 гг.). Он успел собрать содержательное «ядро» материалов выпуска, но эту работу прервал его уход из жизни 15 ноября 2023 г. Этот номер – и посвящение юбилею Даниила Борисовича, и дань памяти Бориса Данииловича.
Как Д.Б. Элькониным, так и Д.Б. Элькониным предмет психологии мыслился исключительно в категориях развития. Таким был посыл Л.С. Выготского, который считал, что общая психология возможна лишь как генетическая. Следовательно, «психология развития» не только раздел психологии, но и ее «несущая конструкция». Можно изучать процессы развития тех или иных психических функций, но это не принесет результата, покуда развитие не предстанет исследователю в качестве особого феномена – «как таковое». Д.Б. Эльконин высоко ценил книгу П. Тейяра де Шардена «Феномен человека», который во введении писал: я изучаю всего лишь феномен, зато уж весь феномен».
В этом качестве феномена изучали развитие Даниил Борисович и Борис Даниилович со своими сотрудниками, продолжают изучать их последователи.
Именно это позволяет говорить о единой научной школе Д.Б. Эльконина – Б.Д. Эльконина. Надеемся, что читатель номера сможет в этом убедиться сам.
Редакция журнала «Культурно-историческая психология»