Те, кто близко его знает, в один голос говорят: "сгусток энергии", "компьютер". Говорят о его потрясающей интуиции, без которой, по словам Эйнштейна, невозможны научные открытия. Говорят о том, как много важного он возродил и вернул в МГУ. А еще Виктор Садовничий обожает свой сад и осенью угощает студентов яблоками.
В чем еще феномен Садовничего и университета эпохи Садовничего? Рассказывают коллеги и известные выпускники МГУ им. Ломоносова.
"Его сватали в министры"
Виктор Трофимов, завкафедрой геологического факультета МГУ, советник ректората:
- Глубоко порядочный и жутко терпеливый человек. Я бы никогда не выдержал, то, что выдерживает он. А еще он феноменально предан университету со студенческих лет.
Вот, пожалуй, два основных его качества: нормальное отношение к людям и преданность Московскому университету. Его "сватали" и в министры, и в президенты Академии наук - не пошел. А сколько всего он возродил в МГУ! Преданность ведь выражается не в словах, а в делах. Он возродил празднование Татьяниного дня, который сегодня превратился в День российского студенчества, проводы Масленицы около памятника Ломоносову, ректорские встречи с деканами, директорами институтов 1 сентября, концерты в актовом зале Главного здания...
А еще очень важное дело рук и души Садовничего - ежегодные поездки со студентами к мемориалу в Ельне, где в 1941 году погибли больше тысячи наших студентов, преподавателей, сотрудников, ценой своих жизней задержавших наступление немцев на Москву на три дня. В этих поездках ректор всегда принимает участие лично. Это великая традиция.
О порядочности Садовничего, кроме прочего, говорит еще и тот факт, что даже в сложные для экономики страны 90-е годы сотрудники Московского университета всегда вовремя получали зарплату.
"Шахтерский характер"
Светлана Беспалова, ректор Донецкого госуниверситета:
- Наше знакомство состоялось в 2015 году, в тревожное для Донбасса время. Нужно было определить программу действий вуза в сложнейших условиях.
Что делать, чтобы приблизиться к главной цели - возвращению на свою историческую родину? И какой вклад мы бы могли внести в решение этих задач? С такими мыслями я переступила порог кабинета ректора МГУ им. Ломоносова. Виктор Антонович сразу увидел мое волнение. Предложил подойти к большим окнам, и мы смотрели на осенние Воробьевы горы, на перспективу дальнейшего строительства Московского университета. И потом была беседа, которая стала судьбоносной.
Он сказал: "Донецкий университет надо сохранить, без университета у Донбасса не будет будущего. Нужно сделать все, чтобы вам интегрироваться в российское образовательное пространство. Мы поможем". Первые шаги проговорили тут же - общие учебные планы, программы двойных дипломов, стажировки студентов, постоянные консультации. Так Виктор Садовничий стал нашим надежным другом, а по сути - человеком, предопределившим нашу судьбу.
Он обладает широкой научной эрудицией, масштабностью мышления, мудростью, добротой, умением чувствовать и сопереживать. Отличается твердостью нашего шахтерского характера.
"Его мозг - как самый совершенный компьютер"
Аскар Акаев, почетный профессор МГУ, иностранный член РАН:
- Моя первая встреча с Виктором Антоновичем состоялась в середине турбулентных 90-х годов. Передо мной сидел человек обаятельнейший, с тонким чувством юмора. С ним можно было обсуждать любые проблемы: науки, его любимой математики, образования, культуры. Я подумал: "Боже мой, передо мной современный Сократ, Платон, Аристотель. Вот мудрый, готовый дать ответ на все вопросы, подискутировать".
Он обладает многими замечательными качествами как ученый, как организатор. Но главное - его доброжелательность, внимание к собеседнику, позитивный настрой. Всегда хочет помочь. Будь то студент или академик. Вот это отличает Виктора Антоновича от многих других руководителей.
Он стратег, всегда заглядывал на 10-20 лет вперед. Помню, при нашем первом разговоре он мечтал о том, чтобы Московский университет обрел технологическую долину. Чтобы наряду с фундаментальным образованием давать будущим специалистам именно компетенции инженерии, технологий. Он считал, что специалисты должны всегда доводить свои результаты, добытые факты, знания до новых технологий и внедрять все это в реальную экономику, народное хозяйство. И сегодня мы видим, что его мечты сбылись, но для этого потребовалась огромная воля, настойчивость.
Виктор Антонович стал пионером создания абсолютно новых факультетов в Московском университете. И не только. Мне посчастливилось послушать его замечательный доклад, как он провел математический анализ "Слова о полку Игореве": математическими методами доказывал подлинность произведения.
Совместно с великим русским ученым Ильей Романовичем Пригожиным он открыл Институт математических исследований сложных систем. Пригожин как раз получил Нобелевскую премию за пионерские работы в области неравновесных и нестабильных процессов, протекающих в различных химических реакциях. И вот два выдающихся ученых решили, что надо создать институт, где методы, которые начал разрабатывать Пригожин, можно применить к другим классам задач.
Работы, которые ведутся под руководством Виктора Антоновича в этом институте, крайне востребованы. Он задумал подготовить научный доклад знаменитому Римскому клубу. И вот большая группа российских ученых (мне очень приятно, что и я участвовал в этой работе) подготовила доклад, который был одобрен международными экспертами как выдающийся. И был опубликован в прошлом году в Швейцарии, несмотря на запрет публиковать труды российских ученых на Западе! Мы, можно сказать, прорвали санкционную завесу.
Моя вторая научная жизнь как раз проходит в институте, который возглавляет Виктор Антонович и который занимается такими интересными проблемами.
Он любит классическую музыку, поэтому у него всегда в гостях и Спиваков, и Гергиев. Гергиев мне рассказывал, что отменял свои программы, если получал приглашение от Садовничего, считал большой честью приехать и дать хороший концерт.
А особенно он любил Мстислава Ростроповича, просто его обожал, всегда ходил на его концерты, приглашал в Московский университет. Между ними какая-то была особенная дружба. Математика гармонична, как классическая музыка, поэтому, я думаю, она помогает ему в работе.
Я считаю, что у него совершенный мозг: похож на самый лучший современный компьютер. У него колоссальная память. Сегодня много говорят об искусственном интеллекте. Вот естественный интеллект Виктора Антоновича - пример того, чему надо следовать разработчикам искусственного интеллекта.
"Отстаивает классическое образование"
Виталий Третьяков, декан Высшей школы телевидения МГУ:
- Виктор Антонович позвонил как-то весной 2007 года и предложил создать в МГУ Высшую школу телевидения. Это было для меня настолько неожиданно и ново. Я, конечно, уже преподавал, читал лекции в разных вузах. Но чтобы создать целый факультет с нуля...
Садовничий - крайне динамичный и энергичный человек. А как иначе руководить уже 32 года огромным "государством в государстве", каким по сути является МГУ? Это же гигантская организация с десятками тысяч студентов и сотрудников, преподавателей. Возглавлять ее, будучи вялым, неорганизованным, недисциплинированным человеком, невозможно. Он сегодня участвует в нескольких мероприятиях, где-то выступает, причем не с банальным докладом, а вечером того же дня летит в другую страну, чтобы завтра уже вернуться. Вот это я в данном случае называю системностью и дисциплинированностью. Это не солдатская дисциплинированность, а генеральская.
Вижу в нем и профессионала-математика, ученого, а еще - тончайшего знатока так называемой "аппаратной" жизни. Это важно. Если ты не умеешь работать внутри аппарата, то не сможешь руководить таким большим коллективом, как в МГУ. Ректор нужен, в частности, для того чтобы этот гигантский научно-образовательный и государствообразующий для России институт продолжал развиваться и поддерживать нашу страну, сохраняя классические образовательные традиции, за которые Садовничий всегда бьется. Он отстаивает классическое образование. МГУ - это классический университет, и это заслуга Садовничего.
Я всегда говорил, что именно Виктор Садовничий мог бы стать лучшим министром образования и науки.
"Друзей на должности не меняет"
Сергей Степашин, председатель Ассоциации юристов России, профессор:
- Мы познакомились в 1993 году. Я тогда трудился в Верховном Совете, а Виктор Антонович только стал ректором, год назад. И несмотря на то, что он, конечно, настоящий математик, я увидел гуманитария - с математическим складом ума, с прекрасной улыбкой и чрезвычайно дружелюбного, ценителя искусства.
Виктор Антонович - не просто ученый, академик. Он строитель, созидатель, сколько им сделано для создания действительно лучшего вуза страны, мало кто представляет. Много делается и много еще будет сделано - в этом и есть феномен Садовничего. Он умеет работать с людьми, у него прекрасный коллектив, он любит студентов. Насколько я знаю, в Татьянин день они его окружают так, как, наверное, больше никого из ученого мира. Просто он занимается любимым делом и у него получается - вот уже сколько лет.
Причем без скоропалительных решений. "Рубануть с плеча" - это не про него. И когда ты руководишь таким огромным коллективом, как Московский университет, это совершенно очевидно и правильно.
Садовничий по характеру - боец. В 1990-е годы вместе с тогдашним мэром Москвы Юрием Лужковым ходил выселять разные стихийные организации с земель Московского университета. Они дружили. А когда вокруг Лужкова начали сгущаться тучи, "досталось" и Садовничему. Но Садовничий друзей на должности не меняет. Это тот человек, который никогда не бросает близких и дружит с людьми, а не с должностями.
"Смог удержать МГУ в непростые 1990-е годы"
Никита Анисимов, ректор НИУ ВШЭ:
Все, кто работал с Виктором Антоновичем, знают его как бесспорного профессионала своего дела, авторитетного ученого и человека с большим сердцем, который очень внимательно и доброжелательно относится к людям. Мне посчастливилось не только учиться в МГУ, но и работать под непосредственным руководством Виктора Антоновича. И очень многое, что сегодня помогает мне на нынешней должности, я перенял именно у него. За что ему огромное спасибо.
Виктор Антонович смог удержать динамику развития университета мирового класса в непростые для высшего образования и всей страны 1990-е годы. Организовал масштабное развитие университета в 2000-е годы. В 2010-е добился для МГУ особого статуса.
"Российская газета" благодарит за сотрудничество Марию Ахвледиани и Высшую школу телевидения МГУ им. Ломоносова.