В Московском городском педагогическом университете (МГПУ) завершилось двухлетнее исследование, посвященное влиянию навыков распознавания эмоций на уровень враждебности у академически одаренных подростков. Результаты работы показали, что целенаправленное развитие эмоционального интеллекта способствует значительному снижению агрессивности у одаренных школьников.
Юлия Буянова, выпускница программы "Развитие детской одаренности" МГПУ, провела исследование, в котором приняли участие 60 подростков в возрасте от 12 до 16 лет, обучающихся в МБОУ "Гимназия № 40" города Барнаула. Все участники эксперимента были отобраны на основе высоких академических показателей, при этом половина из них демонстрировала повышенный уровень агрессивности.
В рамках исследования была разработана и применена специальная программа "Мастерство общения: путь к гармонии", направленная на формирование навыков неконфликтного общения и развитие эмоционального интеллекта.
Программа включала в себя комплекс занятий, охватывающих такие темы, как основы бесконфликтного общения, развитие эмпатии, анализ собственных эмоций и методы эффективного разрешения конфликтных ситуаций.
Для оценки эффективности программы использовались методики А. Басса и А. Дарки "Диагностика агрессии", "Методика эмоционального интеллекта" Н. Холла, а также методика самооценки Дембо-Рубинштейн в модификации А. М. Прихожан. Измерения проводились до начала и после завершения эксперимента.
Результаты исследования показали статистически значимое снижение показателей враждебности, мотивационной агрессии и общей агрессивности у подростков, прошедших обучение по программе. В группе академически одаренных подростков с изначально высокими показателями агрессивности средний уровень мотивационной агрессии снизился с 23,7 до 20,5 баллов, а общий уровень агрессивности уменьшился с 24,3 до 21,6 баллов.
Юлия Буянова отмечает: "Мы обнаружили, что развитие навыков распознавания эмоций и повышение общего уровня эмоционального интеллекта оказывает существенное влияние на снижение агрессивности у талантливых подростков. Это может быть связано с тем, что улучшение понимания собственных эмоций и эмоций окружающих позволяет подросткам более эффективно справляться с конфликтными ситуациями и снижает уровень фрустрации".
Исследование также выявило значительное повышение уровня эмпатии и способности распознавать эмоции других людей у участников эксперимента. Показатель эмпатии в основной группе вырос с 7,6 до 9,9 баллов, а в контрольной группе - с 9,9 до 13,2 баллов. Эти изменения коррелировали с общим снижением агрессивных проявлений.
Важно отметить, что положительная динамика наблюдалась не только в основной группе с высокими показателями агрессивности, но и в контрольной группе подростков с нормальным уровнем агрессивности. Это свидетельствует об универсальной эффективности программы для развития эмоционального интеллекта у академически одаренных подростков.
На основе полученных данных были разработаны рекомендации для педагогов по профилактике и коррекции агрессивного поведения у подростков. Эти рекомендации включают шесть ключевых аспектов: спокойное отношение в случае незначительной агрессии, акцентирование внимания на поступках, а не на личности, контроль над собственными негативными эмоциями, правильное обсуждение агрессивного поступка, сохранение положительной репутации подростка и демонстрация модели неагрессивного поведения. Каждый из этих аспектов сопровождается конкретными техниками и приемами, которые педагоги могут использовать в своей практике.