Вчера в Общественной палате РФ был презентован черновой вариант такого перечня – 191 фильм, из которых 181 снят в СССР. Участники дискуссии объяснили такой выбор тем, что современное российское кино снимают по «американским лекалам». Впрочем, представители Минкульта указали, что многие классические советские фильмы формально запрещено показывать детям из-за возрастного ограничения 18+.
Список подготовил центр «Философия образования» при МПГУ. Как объяснила директор центра Наталья Склярова, «чтобы дело сдвинулось с мертвой точки и было, что обсуждать и на что опираться».
В перечень попал 191 фильм (полный список опубликован на сайте “Ъ”). Подавляющее большинство из них были сняты в советские времена, и всего десять кинокартин выпущены в современной России. Перечень разделен на три группы в зависимости от возраста детей.
Для учеников 5–6-х классов (10–12 лет) отобрали 20 фильмов – «Неуловимые мстители» (1966), «Тимур и его команда» (1940), «Приключения Буратино» (1975) и другие. Ни одной современной ленты в этой категории нет.
Ученикам 7–9-х классов (13–15 лет) досталось 139 кинокартин. Среди прочего “Ъ” обнаружил в списке классику мирового кино: «Человек с киноаппаратом» (1929), «Броненосец "Потемкин"» (1925), «Обыкновенный фашизм» (1965), «Андрей Рублев» (1966). Из современных фильмов в раздел попали: «В августе 44-го» (2001), «72 метра» (2004), «Платки» (2007), «Тарас Бульба» (2009), «Легенда №17» (2013), «28 панфиловцев» (2016), «Коробка» (2016), «Подольские курсанты» (2020) и «Нахимовцы» (2022).
В 10–11-х классах (16–17 лет) школьникам предлагается посмотреть 30 фильмов – например, «Войну и мир» (1965), «Заставу Ильича» (1964), «Белорусский вокзал» (1971), «Иди и смотри» (1985). Единственной подходящей для старшеклассников российской кинокартиной оказался «Русский бунт», снятый в 1999 году по мотивам произведений Александра Пушкина.
Директор Департамента госполитики в сфере воспитания Наталья Агре пожаловалась, что все усилия ее коллег по воспитанию молодежи «разбиваются о современные фильмы и сериалы».
«Мы как будто прикрылись рейтингами 18+ и вообще не оцениваем качество взрослого контента, – сетовала госпожа Агре. – Но ведь все, что попадает в интернет, сразу становится доступно и детям». Этот «взрослый контент», по ее мнению, «романтизирует ровно то, что противоречит всем документам стратегического планирования образования». Например, «плохие герои с негативными чертами преподносятся как хорошие даже на центральных каналах».
А замдиректора департамента кинематографии и цифрового развития Минкультуры Светлана Фричинская считает, что фильмы о войне, даже из золотой коллекции отечественного кинематографа должны быть 18+, так как содержат сцены насилия.