ЮНЕСКО призвала школы всех стран мира запретить ученикам пользоваться мобильными телефонами на уроках. Организация выпустила доклад, в котором разъяснила, что такая мера позволит не только повысить качество образования, но и предотвратить интернет-травлю.
Данные, которые приводятся в докладе, подтверждают: чрезмерное использование мобильных средств связи может навредить детям – снизить их эмоциональную устойчивость, способность к концентрации внимания и к обучению в целом.
ЮНЕСКО просит политиков уделить особое внимание этой проблеме.
Организация подчеркивает, что цифровые технологии, какими бы полезными они ни были, не должны вытеснять традиционные способы человеческого взаимодействия – особенно в сфере образования.
«Прежде всего необходимо помнить о потребностях учащихся и поддерживать учителей, – заявила генеральный директор ЮНЕСКО Одри Азуле в интервью The Guardian. – Онлайн-коммуникация не замена живому человеческому общению». По ее мнению, несмотря на то что с началом цифровой революции жизнь людей стала значительно проще, за современными технологиями необходимо установить контроль – не только в обществе, но и в учебных заведениях.
Многие государства уже начали принимать меры, к которым призывает ЮНЕСКО. По статистике, каждая четвертая страна либо запретила пользоваться смартфонами в школах, либо выпустила соответствующие рекомендации.
В 2018 году, например, так поступила Франция, а последней инициативу подхватила Финляндия. В Италии учителя забирают мобильные телефоны в начале урока: это правило ввели в декабре 2023 года. В нынешнем году к списку борцов со смартфонами, как ожидается, присоединятся Нидерланды. А в Китае использование телефона в качестве инструмента обучения снизилось уже до 30%.
Россия также не остается в стороне. В декабре 2023 года был подписан указ о запрете использования смартфонов в школах.
Однако это не означает, что в учебные заведения больше нельзя проносить телефоны. Ими можно пользоваться на уроках при «возникновение угрозы жизни или здоровью обучающихся, работников организации, осуществляющей образовательную деятельность и в иных экстренных случаях».
В то время как российское правительство утверждает, что за введение подобной меры выступали родители, западные специалисты, напротив, полагают, что полный запрет сотовых телефонов в школе может привести к недовольству с их стороны. По словам Джеффа Бартона, генерального секретаря британской Ассоциации руководителей школ и колледжей, все понимают, как важно поддерживать связь с детьми, когда те находятся вне дома.
Решить эту проблему, однако не так сложно. Бывший работник министерства образования Великобритании Ник Гибб, например, предлагает вспомнить об обычных кнопочных телефонах: они позволят детям общаться с родителями и не будут мешать учебному процессу.