В настоящее время детское экспериментирование является одним из основных и естественных проявлений детской психики. Дети дошкольного возраста — исследователи, проявляющие живой интерес к разнообразным исследовательским деятельностям. Маленькие люди охвачены огромным желанием познать и освоить мир.
Детское экспериментирование играет важную роль в развитии ребенка дошкольного возраста. Оно проникает во все сферы детской жизни: еду, игру, образовательные занятия, прогулки и даже сон. Задача взрослых заключается лишь в создании условий для развития этой активности.
Любое место в квартире может стать местом для экспериментов.
Например, ванная комната. Во время водных процедур ребенок может узнать много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости различных веществ.
Как быстрее растворятся морская соль, пена для ванны, хвойный экстракт, кусочки мыла и другие вещества?
Опыты способствуют развитию мышления, логики и творчества у детей, а также позволяют им увидеть связи между живым и неживым в природе. Исследования позволяют детям сами находить ответы на вопросы "как?" и "почему?". Элементарные опыты и эксперименты помогают детям узнавать новые сведения о различных предметах. Эта активность направлена на реальное преобразование предметов, в результате чего дошкольники узнают их свойства и взаимосвязи, которые недоступны при обычном обучении. Знания, полученные в процессе опытов, остаются у детей надолго в памяти.
Исследовательское поведение является особым видом поведения и одним из основных источников формирования представлений о мире у детей. Его основная цель заключается в развитии у детей навыков самостоятельного и творческого освоения и изменения новых способов деятельности в различных областях человеческой культуры. Поэтому подготовка детей к исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска, становится одной из важнейших задач в современной системе образования.
Потребность ребенка в новых впечатлениях является основой для возникновения и развития бесконечной поисковой деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем более разнообразной и интенсивной является эта деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, и тем быстрее и полноценнее он развивается. В процессе организации познавательно-экспериментальной деятельности ставились следующие задачи:
- Создание условий для формирования у ребенка целостного мировоззрения с помощью экспериментирования.
- Развитие любознательности, умения сравнивать, анализировать и обобщать.
- Стимулирование познавательного интереса в процессе экспериментирования.
- Установление причинно-следственных связей.
- Развитие умения делать выводы, а также развитие внимания, восприятия и мышления.
- Создание предпосылок для формирования практических и умственных навыков.
Детское экспериментирование не является изолированной формой деятельности. Оно тесно связано со всеми видами детской деятельности, прежде всего с наблюдением и трудом. Наблюдение является неотъемлемой частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие процесса работы и ее результатов. Аналогичные взаимосвязи существуют между экспериментированием и трудом. Труд может не быть напрямую связанным с экспериментированием, но без выполнения трудовых действий экспериментирование не может осуществляться.
Существует тесная связь между экспериментированием и развитием речи. Это можно наблюдать на всех этапах эксперимента: при формулировании цели, обсуждении хода опыта, подведении итогов и в устном отчете о проведенных наблюдениях. Связь между экспериментированием и формированием элементарных математических представлений не нуждается в особых доказательствах. Во время проведения опытов возникает постоянная необходимость в счете, измерении, сравнении и определении формы и размеров. Все это придает математическим представлениям реальную значимость.
Родители играют важную роль в развитии интереса детей к экспериментальной деятельности. Те, кто поддерживает детей в их стремлении узнать новое, самостоятельно исследовать непонятное, и желание понять сущность предметов и явлений, абсолютно правы. Мы можем следовать совету В.А. Сухомлинского, который гласит: "Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни зажегся перед детьми всеми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось возвращаться к тому, что он узнал, снова и снова".
Для проведения экспериментов и опытов в домашних условиях вместе с ребенком рекомендуется соблюдать следующие правила:
-
Установите цель эксперимента, определите, с какой целью вы проводите опыт.
-
Подберите необходимые материалы, составьте список всех вещей, которые понадобятся для проведения опыта.
-
Обсудите процесс эксперимента с ребенком, предоставьте пошаговые инструкции по его проведению.
-
Объясните правила безопасности и убедитесь, что ребенок понимает их с помощью доступных для него слов.
-
Подведите итоги проведенного опыта, внимательно описав каждый полученный результат.
-
Запишите проведенный эксперимент, сделайте фотографии или заметки о его проведении.
Поддерживайте увлеченность ребенка на протяжении всего эксперимента. Важно, чтобы ребенок чувствовал свою активную роль в процессе открытий на каждом этапе.