« Меню» успешного первоклассника на каждый день
Письменная речь - сложная по структуре и функциональной организации психическая деятельность, которая включает в себя целый ряд последовательных операций.
Овладение письменной речью представляет собой более высокий уровень речевого развития, поскольку природа письма в большей степени абстрактна по сравнению с устной речью. В нем принимают участие различные анализаторы: речеслуховой, речедвигательный, зрительный, общедвигательный. Автоматизирование движения рук является конечным этапом сложного процесса перевода устной речи в письменную. И если «участники» письма работают неслаженно, то процесс овладения письменной речью становится трудной задачей.
Нарушения письма не всегда связаны с неразвитой мелкой моторикой или задержкой развития какой-либо психической функции. На овладение письмом могут влиять кинестетический фактор, зрительно-пространственный, проблемы с саморегуляцией и самоконтролем, а также нейропсихологические факторы.
Нейропсихологический аспект включает в себя функциональную готовность ребёнка к письму, то есть достаточное развитие психических функций, необходимых для того, чтобы писать. Выделены возможные причины: низкий уровень развития произвольности, несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень объема и распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти, слабое развитие фонематического слуха. Нередко ученик с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно или некрасиво из - за незрелости определенных отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно – пространственную ориентацию. Поэтому преодолением возникших трудностей письма могут стать комплексы нейропсихологических упражнений, которые могут проводится на каждом уроке.
«Меню» для успешного первоклассника на каждый день.Оно включает систему нейропсихологических и логопедических упражнений, которые проводятся в процессе урока. На уроках обучения грамоте преимущественно используем дыхательные упражнения, артикуляционную гимнастику, а также упражнения, направленные а развитие фонематического слуха, лексики, грамматического строя речи. Перед письмом очень полезно включать упражнения, направленные на выработку чувства ритма и взаимодействие полушарий, а также снятие мышечного тонуса. На математике уделяем внимание межполушарному взаимодействию, ритму, а также дыхательной гимнастике в качестве физминутки.