Тема: ? Противодействие экстремизму и терроризму в образовательных учреждениях?.
Экстремистская деятельность (экстремизм): насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; 
публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; 
возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; 
пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии; 
нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, или отношения к религии; 
воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;
воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием 
либо угрозой его применения; 
совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации; 
пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций; 
публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;
публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта 
Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;
организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; 
финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг.

 Терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий. 
Террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя: 
а) организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта; 
б) подстрекательство к террористическому акту; 
в) организацию незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации), организованной группы для реализации террористического акта, а равно участие в такой структуре; 
г) вербовку, вооружение, обучение и использование террористов; 
д) информационное или иное пособничество в планировании, подготовке или реализации террористического акта; 
е) пропаганду идей терроризма, распространение материалов или информации, призывающих к осуществлению террористической деятельности либо обосновывающих или оправдывающих необходимость осуществления такой деятельности. 
Террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.
В конце ХХ века терроризм стал глобальным явлением. Россия одной из первых столкнулась с ним, понеся значительные человеческие и материальные потери. Возникла реальная угроза территориальной целостности государства. Все это требовало от руководства Российской Федерации неотложных и решительных действий по созданию адекватной системы борьбы с терроризмом. 
Основными правовыми документами в сфере противодействия экстремизму  и терроризму  являются Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114-ФЗ ?О противодействии экстремистской деятельности?, Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-Ф3 ?О противодействии терроризму?, ?Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года? (утв. Президентом РФ 28.11.2014 N Пр-2753). 
С учетом того, что силовые меры по борьбе с терроризмом дают лишь временный эффект, не позволяя полностью его искоренить, в отечественном законодательстве большое внимание уделяется предупреждению (профилактике) терроризма и экстремизма.  
За последние десять лет в России создана мощная общенациональная система противодействия терроризму. В результате работы Национального антитеррористического комитета в стране отмечается поэтапное снижение террористической активности. В качестве основной организационной координирующей структуры для этой работы был образован Национальный антитеррористический комитет (далее ─ НАК).
Особая роль в оказании идеологического воздействия на молодежь отводится Интернету и социальным сетям. Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 398-ФЗ ?О внесении изменений в Федеральный закон ?Об информации, информационных технологиях и о защите информации?? определен порядок ограничения доступа к противоправной информации в информационно- телекоммуникационных сетях.  
Мотивации терроризма могут быть политико-идеологическими (достижение определенных целей в политической борьбе или в борьбе за какую-то идею); корыстными (стремление приобрести материальные блага в обход существующего порядка); эмоциональными, психопатологическими.  
Ликвидация терроризма  ─  длительный процесс, предполагающий создание необходимых объективных и субъективных условий для достижения этой цели.
За последние годы в сфере образования проделана огромная работа по воспитанию у обучающихся, воспитанников патриотизма, неприятия идеологии экстремизма и терроризма, гармонизации межнациональных отношений. Так, в соответствии с требованиями федеральных образовательных стандартов одним из компонентов основных образовательных программ,программ дополнительного образования детей является деятельность образовательной организации  по патриотическому воспитанию, духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения,  по формированию  у обучающихся, воспитанников  таких качеств, как любовь к Родине, уважительное отношение к своей семье,  формирование ценностно-смыслового отношения к социокультурным ценностям.  
Кроме того, в содержании основной образовательной программы дошкольного образования по направлению ?Познавательное развитие? и ?Социально-коммуникативное развитие?, в основной общеобразовательной программе в рамках освоения программ по учебным предметам ?Окружающий мир?, ?Основы религиозных культур и светской этики?, ?Основы безопасности жизнедеятельности?, ?Обществознание?, ?Истории? изучаются темы антиэкстремистской и антитеррористической направленности.  
Также, образовательные организации составляют план по противодействию идеологии терроризма и экстремизма на учебный год, который должен иметь комплексный и системный характер. В плане отражаются пункты ?Просветительская деятельность с детьми?; ?Просветительская деятельность с родителями?; ?Организация информационного пространства?; ?Мероприятия?; ?Межведомственное сотрудничество?. 
Изучив и проанализировав отечественную литературу в области профилактики и противодействия идеологии терроризма, мы пришли к выводу, что одной из основных причин  вовлечения молодежи в экстремистскую деятельность  является несформированность мировоззрения в области безопасного поведения,  противостояния зажигательным речам экстремисткой направленности. Другими словами  ─  несформированность личности безопасного типа. Одной из основных задач, решаемых  в системе образования,  является  поиск путей и способов формирования духовно-нравственных качеств у обучающихся,  воспитание патриотизма формирование личности безопасного типа у обучающихся, воспитанников как фактора  профилактики и противодействия идеологии терроризма  в образовательной среде.   
Ценностно-смысловая направленность  воспитательной работы педагогов  реализуется в ходе  организации образовательной деятельности обучающихся, воспитанников  с применением смыслообразующих технологий.  Образовательная  деятельность обучающихся, воспитанников наполняется  ситуациями творчества и переживания, во время занятий поддерживается самостоятельность в решении учебных ситуаций, что побуждает детей занять активную позицию.  
Для формирования личности безопасного типа мы предлагаем применять такие методы  и технологии,  которые обеспечивают  интеграцию процесса  познания с процессом осмысления.  Это  ─ метод проектов, мультимедийные технологии (проведение учебных занятий с применением мультимедийного комплекса, демонстрацией  инфографики, видеороликов, фоторепортажей, анализом  ситуаций-упражнений, применением цифровых образовательных ресурсов), кейс  -  стади, тренинги, проблемные ситуации, анализ конкретных ситуаций, дискуссии, деловые игры (см. дополнительный материал ?Методические рекомендации по проведению учебных занятий  с обучающимися общеобразовательных организаций по противодействию идеологии экстремизма и терроризма?). 
Таким образом, деятельность образовательных организаций всех уровней и видов образования, в том числе дошкольных образовательных организаций и организаций  дополнительного образования детей, направленная  на  формирование  духовно-нравственных качеств у обучающихся, воспитанников, является основой противодействия идеологии экстремизма и терроризма в образовательной среде, что соответствует поставленным задачам перед системой образования в пункте 27 Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года (Утверждена Президентом РФ 28.11.2014, Пр-2753).