МУ «Комитет по образованию Администрация г. Улан - Удэ»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад № 112 «Сибирячок» комбинированного вида
Работа с детьми ОВЗ в ДОУ
Выполнил:
учитель-логопед МБДОУ № 112
«Сибирячок» Берлинг М.В.
После введения федерального государственного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) проблемы работы с детьми с ОВЗ стали особенно актуальными. Ключевым принципом в ФГОС ДО является поддержка разнообразия каждого ребенка, в том числе и ребенка с ОВЗ. Для этого нужно особое внимание уделять важности подготовки специалистов для работы с такими детьми. Педагоги дошкольной образовательной организации должны знать и учитывать индивидуальные особенности детей с ОВЗ, знакомить родителей с особенностями взаимодействия их с особым ребенком, оказывать психологическую поддержку семье при реализации образовательной деятельности при освоении программы.
В нашем дошкольном образовательном учреждении с целью создания эффективных условий, обеспечивающих механизм компенсации нарушений у детей с ОВЗ, организовано логопедическое и психолого-педагогическое сопровождение. В работу с детьми с ОВЗ включены учителя-логопеда, педагог-психолог, тьютор, воспитатели, инструктора по физической культуре, музыкальные руководители, медицинский работник.
Дети включены в различные формы обучения и воспитания: фронтальную и подгрупповую организованную образовательную деятельность, индивидуальные коррекционные занятия.
Я работаю в подготовительной логопедической группе.
Общая численность детей в группе – 21 человек: 10 мальчиков, 11 девочек. Возраст детей от 6 до 7 лет.Атмосфера в детском коллективе доброжелательная, позитивная. Преобладают партнерские взаимоотношения и совместная деятельность детей. Конфликты между детьми, если и возникают, то быстро и продуктивно разрешаются. Группа была создана полтора года назад, дети в группе с задержкой речевого развития. Все дети хорошо адаптировались. На протяжении года дети развивались согласно возрасту и по всем направлениям развития показали положительную динамику. Воспитательно - образовательная работа в группе строилась на основе создания специальной предметно-развивающей среды, перспективного и календарного планирования в соответствии с годовыми задачами детского сада, реализуя образовательную программу дошкольного учреждения, разработанную на основе общеобразовательной программы дошкольного образования.
В образовательной деятельности с детьми с ОВЗ используются такие психолого-педагогические методики, как предметная, пигментная (изобразительная), телевизионная. Предметная методика развивает зрительные представления ребенка о предметах внешнего мира и способах действий с ними. Используются натуральные предметы, объемные модели, игрушки, элементы мозаики, конструкторы. Ребенок выполняет задания на анализ частей, опознание предметов, обобщение их по значимым признакам. Это создает условия для развития движений рук, зрительно-моторной координации, мелкой моторики, пространственных представлений и конструктивных навыков; развития памяти, мышления, речи, воображения и творческой активности.
Пигментная (изобразительная) методика используется для развития простых и сложных форм зрительного восприятия. Детям предлагается найти рисунок по словесному описанию, сравнить контурные и заполненные изображения, имеющие несколько отличий, определить недостающие детали рисунка, найти ошибки в рисунках-нелепицах.
Также в формировании основ мировосприятия широко используются презентации по теме организованной образовательной деятельности, презентации физкультминуток. Данные презентации способствуют концентрации внимания, умению анализировать быстроменяющуюся зрительную информацию, держать в памяти детали сюжета, повышает интерес и мотивацию к познавательной деятельности.
Для успешной работы с детьми с ОВЗ в нашей группе созданы условия для обеспечения благоприятного эмоционального самочувствия детей. Имеются дидактические игры разнообразного содержания, различные настольно-печатные игры, игры на формирование социальных навыков детей.
В группе созданы условия для психологического комфорта в уголке уединения. Много игр для развития коллективизма, коммуникативных навыков. Также стараемся воспитывать в детях чувство сопереживания другим людям через использование игровых ситуаций. Детям нравится играть с мелкими игрушками в уголках дорожного движения и уголке природы. В группе всё оборудование, игры, игрушки находятся в доступном удобном месте, дети могут самостоятельно выбирать вид деятельности.
Условиями успешной работы с детьми с ОВЗ считаем:
- тесную взаимосвязь педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре;
- совместное обсуждение для составления планов фронтальной, подгрупповой и индивидуальной организованной деятельности;
- совместное планирование реализации образовательных областей в соответствии с ФГОС ДО;
- одновременное решение коррекционно-образовательных задач учителем-логопедом, педагогом-психологом, воспитателями и другими специалистами.
Воспитатели и специалисты находятся в постоянном контакте с родителями воспитанников, объясняя им стратегию и тактику воспитательно-образовательного процесса.
Таким образом, комплексный подход к обучению детей с ОВЗ с участием специалистов, родителей и с использованием интегративной среды позволяет им более полно раскрыть свой потенциал, приобрести необходимые знания и социальные навыки, успешно включиться в среду обычных сверстников, получить равные стартовые возможности и подготовиться к самостоятельной жизни в будущем.