* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 10pt;} .Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;} .header {margin-bottom: 0pt;} .footer {margin-bottom: 0pt;} .List Paragraph {margin-top: 0; margin-bottom: 0;}

« Развитие младших школьников через применение современной педагогической технологии проблемного обучения на уроках в начальной школе».

Дзюба Галина Егоровна, учитель начальных классов МБОУ Гимназия № 4

г. Новосибирск.

30.12.2024 г.

Решающей задачей сегодняшнего дня становится развитие и воспитание личности ребенка. Урок должен приносить детям не только знания, но и радость познания, общения и уверенность в себе. Для реализации образовательных задач я стараюсь внедрять в свою педагогическую практику современные инновационные технологии.

Среди многообразия современных образовательных технологий я выделила для себя те, которые, на мой взгляд, дают отличные результаты при использовании в работе с детьми. Это: технология проблемного обучения , игровые, проектные и информационно-коммуникативные технологии, технология критического мышления.

Сегодня я хочу остановиться на технологии проблемного обучения.

На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения или без его элементов. Создание проблемных ситуаций на уроках - это один из способов развития творческого мышления младших школьников.

Сегодня под проблемным обучением понимается такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи ведёт к достижению таких образовательных результатов, как способность к самостоятельной познавательной деятельности, умение быть успешным в быстро изменяющемся мире и т.д.

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности обучающихся по решению учебных проблем, в ходе которых у них формируются новые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно - значимые качества.

Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие.

По степени познавательной самостоятельности обучающихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах:

проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности.

Поставив проблему, учитель вскрывает путь ее решения, демонстрирует обучающимся ход научного мышления, заставляет их следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их как бы соучастниками научного поиска. В условиях частично-поисковой деятельности работа в основном направляется с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемого к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа на отдельные части проблемы.

Методы проблемного обучения можно применять на уроках, создавая проблемную ситуацию на любом его этапе.

Проблемная ситуация специально создается учителем путем применения особых методических приемов:

- учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения;

- сталкивает противоречия практической деятельности;

- излагает различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;

- побуждает обучающихся делать сравнения, обобщения, обоснования, конкретизацию, логику рассуждения;

- определяет проблемные теоретические и практические задания;

- ставит проблемные задачи (с недостаточными или избыточными исходными данными; с неопределенностью в постановке вопроса; с противоречивыми данными; с заведомо допущенными ошибками; с ограниченным временем решения и др.)

Структура проблемного урока:

1) подготовительный этап;

2) этап создания проблемной ситуации;

3) осознание обучающимися темы или отдельного вопроса темы в виде учебной проблемы;

4) выдвижение гипотезы, предположений, обоснование гипотезы;

5) доказательство, решение и вывод по сформулированной учебной проблеме;

6) закрепление и обсуждение полученных данных, применение этих знаний в новых ситуациях.

После создания учителем проблемный ситуации нужно найти выход из нее, вот несколько вариантов:

Вариант первый: заостряет противоречие и формулирует проблему сам учитель.

Вариант второй: осознают противоречие и ставят проблему сами ученики.

Третий вариант: говорить вместе со школьниками, подталкивая при этом их мысль.

Подводя школьников к решению проблемы на уроках использую следующие методические приемы:

побуждающий диалог – это «экскаватор», который «выкапывает» проблему, вопрос, трудность, т.е. помогает формулировать учебную задачу;

подводящий диалог – логически выстроенная цепочка заданий и вопросов – «локомотив», движущийся к новому знанию, способу действия;

применение мотивирующих приёмов («яркое пятно») – сообщение интригующего материала (исторических фактов, легенд и т.п.), демонстрация непонятных явлений (эксперимент, наглядность), «актуализация» – обнаружение смысла, значимости проблемы для учащихся.

Основными элементами учебной проблемы являются «известное» и «неизвестное». Поставить учебную проблему, значит помочь обучающимся самим сформулировать тему урока или поставить вопрос для исследования.

Педагогическая практика показывает, что возникновение проблемной ситуации и ее осознание обучающимися, возможно при изучении почти каждой темы. Подготовленность ученика к проблемному обучению определяется, прежде всего, его умением увидеть выдвинутую учителем проблему (или возникшую в ходе урока), сформулировать ее, найти решение и решить ее эффективными приемами.

Например:

Урок математики.

- Создание проблемной ситуации на тему «Периметр прямоугольника»:

бабушка дала задание внукам вычислить периметр участка занятого картофелем, который имеет длину 5м и ширину 2м. Нашли так: 5+2+5+2=14 (м) 5*2+2*2=14 (м) (5+2)*2=14 (м) Кто прав? (Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения)

- В автобусе ехало 32 человека. На остановке вышли 9 человек, а 14 вошли в автобус. Сколько километров проехал автобус за 2 часа?

(Дети отмечают, что вопрос не соответствует условию, формулируют свой и решают полученную задачу).

- Составить все двухзначные числа, используя цифры 1,4 и 7. У учеников получаются разные ответы. Ставлю проблему: «Как не пропустить и не повторить ни одно из чисел». После обсуждения приходим к выводу: выписывать их в порядке возрастания.

- «Масса» Учитель демонстрирует детям две подушечки одинакового размера (одна наполнена горохом, другая синтепоном) и спрашивает какая подушечка легче. Практически все отвечают, что одинаково.

Тогда учитель дает детям подержать подушечки в руках и сравнить их. Реакция удивления. Дети отмечают что одна из них легче, а другая тяжелее.

Учитель: Словами «легче» и «тяжелее» характеризуют такое понятие, как масса.( Выполняется в два шага. Сначала учитель выявляет представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации).

2. Урок русского языка.

Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.

Тема: «Главные члены предложения»

Учитель: Серёжа и Маша прочитали предложение: Школьники пошли в музей. Серёжа считает, что в предложении говорится о школьниках, а Маша считает, что в предложении говорится о музее. С кем ты из ребят согласишься?

Тема «Непроизносимые согласные в корне слова»

По заданию учителя обучающиеся читают вслух слова: весть, известие, вестник, известный, известно. Тем самым учитель одновременно предъявляет два противоречивых факта (в одних словах "т" произносится, в других нет). Учитель: Что вы можете сказать об этих словах? Что интересного заметили? (Побуждение к осознанию противоречия.) Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.) Почему в некоторых словах "т" не произносится? И тема урока сегодня? ("Непроизносимые согласные в корне слова".)

Требуется столкнуть разные мнения учеников, а не предъявлять ребятам чужие точки зрения. Для этого классу предлагается вопрос или практическое задание на новый материал. Возникший в результате этого разброс мнений обычно вызывает у школьников удивление.

Тема «Корень слова». На доске написано слово «снегопад». Нужно выделить в слове корень. Возникают различные мнения. На основе словообразовательного анализа обучающиеся приходят к новому способу выделения корня (в сложных словах).

Тема «Неопределенная форма глагола»

На доске записаны слова: играть, ехать, колоть, пить.

Детей прошу определить лицо и число глаголов. У детей недоумение, так как задание невыполнимо. Какой возникает вопрос? (Побуждение к формулированию проблемы.)

Выполняется в два шага. Сначала учитель выявляет представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации.

Тема:«Неизменяемые слова»

На доске записаны слова: трава, дерево, море, кино, шоссе.

Разберите их по составу (практическое задание на ошибку).

Учитель: Вспомните, как называются слова кино, шоссе? (неизменяемые).

Учитель: чего не может быть у неизменяемых слов? Реакция удивления.

3.Урок литературного чтения.

На уроках литературного чтения, тоже использую элементы технологии проблемного обучения. Они основаны на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящей в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умения видеть за отдельными фактами явления. В процессе преподавания я пришла к выводу, что развитию интереса к чтению способствует создание проблемных ситуаций, постановка вопросов проблемного характера , которые пробуждают сознание ребенка .Школьники по-иному начинают реагировать на прочитанное, высказывать свою точку зрения, спорить; они перестает быть сторонними наблюдателями, начинают сопереживать героям, подключают творческое воображение.

Например,

Тема: «Люблю природу русскую. Осень

В очарованье русского пейзажа

Есть подлинная радость, но она

Открыта не для каждого и даже

Не каждому художнику видна. Н. Заболоцкий

Проблемный вопрос: “ Как вы думаете, почему природа “открыта не для каждого и даже не каждому художнику видна”?(Не все люди внимательны, наблюдательны; мы живём в диком ритме жизни, не успеваем даже посмотреть на то, что нас окружает.)

Вслед за выявлением проблемы идет поиск ее решения. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость.

Задавая проблемные вопросы, требующие размышления, создаётся речевая ситуация, побуждающая ребенка к высказыванию. В процессе анализа дети проходят долгий путь поиска, спорят, отстаивают свою точку зрения, учатся понимать других людей.

Например, сказка О. Уйльда «Мальчик-звезда» обучающихся заставляет задуматься два вопроса:

- Почему мальчик так вёл себя с окружающими?

- Почему главный герой стал уродливым?

- В чём истинная красота человека?

Таким образом, на уроках литературного чтения используются проблемные задания по выявлению новых факторов, явлений, формируется оценочное суждение.

4. Урок окружающего мира

Учитель одновременно предъявляет классу противоречивые факты, научные теории или взаимоисключающие точки зрения.

- Тема: «Растения зимой».

Дети рассматривают органы растений разных групп в зимнее время (веточки деревьев и кустарников). На осенней экскурсии дети узнали, что всего органов растений шесть. Какие? И обнаруживают ещё один орган: почка. Что это? Или, какой это орган растений? Значит, надо развернуть почку. Обнаружили листочек внутри. Значит, из этой почки развивается стебель и листья. Это не новый орган, а приспособление растений к суровым условиям зимы.

- Тема:«Грибы»

Лена: «Грибы не могут передвигаться, значит, это растения».

Миша: «Грибы не зелёные, значит, они животные».

Учитель: «Что вас удивляет в диалоге наших героев? (Побуждение к осознанию противоречия). Какой возникает вопрос? (Побуждение к формированию проблемы). Что такое грибы: растения или животные? И так тема урока…?»

Проблемная ситуация с противоречием между житейским (т.е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом создается в два шага. Сначала учитель выявляет житейское представление обучающихся с помощью вопроса или практического задания "на ошибку". Затем предъявляет научный факт в виде сообщения, эксперимента или наглядной информации.

- Тема:«Природные зоны России»

Учитель: - Послушайте и скажите: бывает ли так?

«Ехали мы ночью на санях по густому березовому лесу. Иногда березы заступались, и тогда под полозьями саней мелькали разноцветные мхи и кочки, поросшие цветами и спелыми ягодами. И вдруг видим: над березами торчат шляпки грибов. Остановились мы, сорвали грибы и принялись искать еще. Раздвинешь 2-3 березки и найдешь хороший грибок. Набрали мы грибов целую корзинку. Смотрим на часы – время за полночь зашло, пора спать. А солнце вовсю светит и не думает заходить. Положили мы свои спальные мешки на березы, забрались в них с головой, чтобы солнце не светило и комары не кусали, и крепко заснули». (Учитель предъявляет факты: фотографии, сообщения о тундре, видеоматериал).

Ученики: - Нет, не может быть, что на санях едешь, а на земле вместо снега – мох, цветы, ягоды.

- Еще не бывают грибы выше берез.

- Ночью солнце не светит.

Удивление (возникновение проблемной ситуации).

(Учитель знакомит детей с особенностями природной зоны тундра).

Таким образом, проблемные ситуации дают следующие преимущества:

- создают возможности для развития внимания, наблюдательности,

- развивают самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления;

- нацеливают на формирование универсальных учебных действий;

- обеспечивают прочность приобретаемых знаний, так как они добываются в самостоятельной деятельности;

- технология проблемного обучения оптимально соответствует современным целям образования и требованиям общества к обучению подрастающего поколения;

- использование проблемного обучения создает условия для целенаправленного формирования учебно-познавательных мотивов.

Можно сделать вывод о том, что технология проблемного обучения оказывает положительный эффект на отношение школьников к учебной деятельности и на качество их обучения, так как повысились уровни познавательного интереса, самостоятельности и активности детей в учении.

-проблемное обучение активизирует мыслительную деятельность, без которой школьнику очень сложно учиться, тем более с интересом;

-у большинства учащихся формируется положительная мотивация к изучению предметов, познавательный интерес;

-возрастает эффективность развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-коммуникативный режим проблемного обучения и самообучения позволяет рационально организовывать и воспитывать культуру умственного труда.

Применение технологии проблемного обучения на уроках литературного чтения развивает у детей желание читать книги, участвовать в театрализованных представлениях, пробуждает интерес к родному слову, поэтому они с интересом включаются в подготовку литературных гостиных, которыми я иногда завершаю изучение разделов.

Технология проблемного обучения имеет следующие преимущества:

• Создаёт возможности для развития внимания, наблюдательности, активизации мышления, активизации познавательной деятельности;

• Развивает самостоятельность, ответственность, критичность и самокритичность, инициативность, нестандартность мышления;

Нацелена на формирование универсальных учебных действий;

• Обеспечивает прочность приобретаемых знаний, так как они добываются в самостоятельной деятельности.

Таким образом, технология проблемного обучения оптимально соответствует современным целям образования и требованиям общества к обучению подрастающего поколения.