«МУЗЫКА В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
(доклад на педсовете)
Подготовила: музыкальный руководитель
Стрелкова Ольга Михайловна
Проблеме эмоционального развития ребёнка, изучению роли эмоции в формировании личности человека уделяется огромное внимание в отечественной и зарубежной науке. В контексте новой парадигмы педагогики вопросы эмоционального развития детей связываются с обновлением содержания образования, требованиями гуманизации и демократизации педагогического процесса, также качественным улучшение эстетического воспитания подрастающего поколения. Главный акцент в решении проблемы ставится на задаче приобщения ребёнка с первых лет жизни к миру художественной и музыкальной культуры. В Концепции дошкольного воспитания говорится о том, что искусство, эмоционально-образное по своей природе, является уникальным средством развития эмоциональной сферы дошкольников, формирования ценностного отношения к окружающему миру.
Музыкальное искусство представляет неисчерпаемые возможности для расширения и обогащения эмоционального опыта. В музыке кристаллизуется богатство интонаций, выражающих разнообразные оттенки человеческих чувств и переживаний. Музыка наиболее глубоко захватывает человека и организует его эмоциональное существо. В общении с ней ребенок легко находит выход своей эмоциональной активности и творческой инициативе.
Задачи и содержание музыкального воспитания дошкольников определяются общими целями всестороннего развития личности.
Знает ли кто-нибудь ребёнка, который с первых лет жизни не проявил бы ни какого интереса к музыке? Не попытался бы сам напевать, дудеть, отбивать ритм рукой или ритмично топать? Мир звуков окружает ребёнка с рождения, и нужно помочь ребёнку сделать верные, нужные шаги к дружбе с музыкой.
Для того, чтобы ребёнок тянулся к музыке, нужно как можно раньше помогать ему, слушать разные звуки. И главным на первом этапе может быть не музыка сама по себе, а музыка, как замечательное воспитательное средство: постигая мир музыкальных звуков, ребёнок учится слушать и слышать мир.
В детском саду при помощи музыкального руководителя и воспитателя дети приобщаются к пению, приобретают навыки слушания музыки, развивают ритмические движения, играют на детских инструментах.
Одним из ярких средств эстетического воспитания является музыка. Чтобы она выполнила эту функцию надо развивать у ребёнка общую музыкальность. Первый признак музыкальности – способность чувствовать характер, настроение музыкального произведения, сопереживать услышанное, проявлять эмоциональное отношение, понимать музыкальный образ. Музыка волнует маленького слушателя, вызывает ответные реакции, знакомит с жизненными явлениями, рождает ассоциации. Второй признак музыкальности – способность вслушиваться, сравнивать, оценивать наиболее яркие и понятные музыкальные явления. Это требует элементарной музыкально-слуховой культуры, произвольного слухового внимания, направленного на те или иные средства выразительности. Третий признак музыкальности – проявление творческого отношения к музыке. Слушая её, ребёнок по-своему представляет художественный образ, передавая его в пении, игре, танце.
С развитием общей музыкальности у детей проявляется эмоциональное отношение к музыке, совершенствуется слух, рождается творческое воображение.
Сухомлинский пишет: «Эмоциональность натуры, свойственная нравственно и эстетически воспитанному человеку, выражается в том, что сердце становится восприимчивым к доброму слову, поучению, совету, напутствию. Если вы хотите, чтобы слово учило жить, чтобы ваши питомцы стремились к добру, — воспитывайте тонкость, эмоциональную чуткость юного сердца. Среди многочисленных средств воздействия на юное сердце важное место принадлежит музыке».
Музыка – «язык чувств». Она волнует, создает определенное настроение и тем самым вызывает ответные мысли, заставляет думать. Поэтому так важно пояснением, словом усилить переживания детей. Педагог словесным пояснением вызывает определённую общность мыслей, переживаний и направляет внимание детей на особенности средств музыкальной выразительности конкретного произведения, поощряет правильные реакции на музыку. Метод убеждения способствует развитию добрых чувств, хорошего вкуса, правильного понимания исполняемых музыкальных произведений.
Методы музыкального воспитания и обучения едины по своей педагогической направленности. Поэтому воспитание является и воспитывающим и развивающим. Знания и навыки приобретенные детьми в процессе обучения, помогают им активно проявлять себя в пении, танцах, игре на инструментах и, таким образом, успешно решать воспитательные задачи общего и музыкально-эстетического развития.
Приобщение к музыке вводит ребенка в мир волнующих, радостных переживаний, открывает ему путь эстетического освоения жизни в рамках, доступных его возрасту. Чтобы открыть перед ребёнком дверь в этот мир, надо развивать у него способности, позволяющие успешно проявлять себя в музыкальной деятельности. Развитие эстетического восприятия музыки требует определенной системы и последовательности. Применительно к детям дошкольного возраста восприятие музыки возможно путем подбора соответствующих произведений.
Н. А. Ветлугина, исходя из задач и сущности музыкально-эстетического воспитания, разработала четыре педагогических метода:
метод побуждения к сопереживанию и эмоциональной отзывчивости на прекрасное в окружающем мире, направленный на обогащение эмоционально-чувственного опыта ребёнка;
метод убеждения в процессе формирования эстетического восприятия;
метод упражнения практических действиях;
метод поисковых ситуаций, побуждающих к творческим и практическим действиям.
Основой музыкальной культуры ребенка можно считать его музыкально-эстетическое сознание (эстетическое отношение человека к музыке), которое формируется в процессе музыкальной деятельности и развиваясь в ней, помогает человеку воспринять содержание музыкального произведение и определить для себя его значение. Основное средство, при помощи которого формируются музыкально-эстетическое сознание и музыкальная культура в целом, — это сама музыка. Только она может вызывать (или не вызывать) эмоциональные реакции ребенка, являющиеся основой музыкально-эстетического сознания. Важно, чтобы содержание музыки (чувств, эмоции) было доступно детям, вызывало эмоциональный отклик.
Общий и музыкальный кругозор, наличие достаточного багажа представлений о жизненных явлениях (природных, общественных), определенный запас впечатлений от произведений литературы, изобразительного искусства, от праздников и развлечений способствует развитию детской фантазии, творческого воображения. Всё это положительно сказывается на творческих проявлениях не только игровой и танцевальной деятельности, но и в певческой.
Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому уголку Родины, в котором он живёт, ребенку помогает обстановка праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе, постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях.
На музыкальных занятиях знакомлю детей с играми различных народов, проводим с воспитателями спортивные развлечения: «День защитника отечества», праздник: «День Победы».
В нашей работе очень важно, чтобы искусство помогало восприятию окружающего, развивало у детей чувство прекрасного, создавало у них определенное настроение, воспитывало любовь к родному городу и уважение к людям, живущим в нем.
Все мелодии и песни, используемые в слушании и ритмической деятельности детей, обладают большим художественным достоинством и высокой познавательной ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом своего народа, с образцами народного музыкального творчества. Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувств национальной гордости.
Музыка, так же и средство формирования морального облика ребенка.
Музыка, непосредственно воздействуя на чувства ребёнка, формирует его моральный облик.
По мнению Льва Семеновича Выгорского генетическими формами регуляции поведения в детстве долго остаются эмоции и, вероятно, именно им в процессе принадлежит роль регуляторов становления личности как целостного образования. Разнообразные чувства, возникающие при восприятии музыки, обогащают переживания детей, их духовный мир.
Песни о Родине, о героях, о любимом крае пробуждают чувства любви патриотизма. Хороводы, песни, танцы разных народов вызывают интерес к их обычаям, воспитывают интернациональные чувства. Жанровое богатство музыки помогает воспринять героические образы и лирическое настроение, веселый юмор и задорные плясовые мелодии.
Занятия музыкой влияют на общую культуру поведения дошкольника. Все основные виды музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, игра на детских музыкальных инструментах, движения под музыку) по психологическому механизму связаны с воображением, индивидуальной переработкой имеющегося у ребенка жизненного и музыкального опыта, требует от детей внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, проявления волевых усилий. Исполняя песню, нужно во время начать и закончить её; в танцах, играх уметь действовать, подчиняясь музыке, удерживаясь от импульсивного желания быстрее побежать, кого-то перегнать. Все это совершенствует тормозные процессы, воспитывает волю.
Таким образом, музыкальная деятельность создает необходимые условия для формирования нравственных качеств личности ребенка, закладывает первоначальные основы общей культуры будущего человека.
Музыка – средство активизации умственных способностей.
Исследования показали, что человеческий мозг использует большое количество участков для слушания музыки. Левая часть мозга обычно обрабатывает ритм и высоту звука, а правая – тембр и мелодию.
Восприятие музыки путём слушания является одним из самых абстрактных способов мышления, требующих особой психической сосредоточенности умение держать внимание и эмоциональное напряжение. Дети прислушиваются к звучанию, сравнивают сходные и различные звуки, знакомятся с их выразительным значением, отмечают характерные смысловые особенности художественных образов, учатся разбираться в структуре произведения.
Отвечая на вопросы педагога, после того как отзвучало произведение, ребенок делает первые обобщения и сравнения: определяет общий характер пьесы, замечает, что литературный текст песни ярко выражен музыкальными средствами.
Познавательные способности развиваются благодаря разнообразной тематике музыкальных игр,
хороводов, ознакомлению с художественными движениями. Слушая музыкальное произведение, дети интересуются его содержанием. У них рождаются вопросы, связанные с желанием узнать, о чём рассказывает музыка. Вырисовываются отдельные проявления музыкальной памяти. Слушание музыки развивает у ребенка умение чётко дифференцировать окружающий его мир, делает малыша более наблюдательным и чувствительным.
Творческие музыкальные задания способствуют возникновению поисковой деятельности ребёнка, требующей умственной активности. Например, в пении ребенок импровизирует, создает свой вариант мелодии, старается найти соответствие литературного текста выразительным интонациям. В музыкально-ритмической деятельности дети с большим удовольствием придумывают, комбинируют движения пляски, напевая и двигаясь под музыку. Танец, народная пляска, пантомима и особенно музыкально-игровая драматизация побуждает детей изобразить картину жизни, охарактеризовать какой-либо персонаж, используя выразительные движения, мимику, слово.
В процессе слушания музыки у ребенка развивается эмоциональный слух – способность человека к адекватному восприятию эмоционального состояния другого человека по его голосу. Музыка также способствует быстрому развитию речи у дошколят. А речь, как известно, является материальной основой мышления.
Музыка – средство физического воспитания.
Психологи утверждают, что воздействие музыки на обще функциональную деятельность ребенка вызывает в нем двигательные реакции.
Жест, движения, пластика обладают особенным свойством обобщать эмоциональное состояние. Различные музыкальные произведения вызывают у детей эмоциональные переживания, рождают определенные настроения, под влиянием которых и движения приобретают соответствующий характер. Дети с удовольствием сопровождают слышимую музыку различными телодвижениями, «проживая» в пластических образах, прежде всего её ритмическую, а позже и её интонационную сущность. Чем сложнее и объёмнее музыкальное произведение, чем больше движений при этом используется, тем интенсивнее развивается слуховое внимание. Оно в свою очередь способствует развитию музыкальной памяти, которая опирается на слуховой и двигательный анализаторы. Кроме того, дети, используя характерные для той или иной музыки движения, передают не только облик и характер персонажей, но и отношение к ним. Так рождается творческое воображение.
В процессе музыкально-ритмических игр, упражнений, танцев дети учатся передавать музыкальные образы в движении. Благоприятное воздействие этот вид деятельности оказывает не только на развитие навыков ритмики, музыкальности в целом, но и на создание бодрого, радостного тонуса ребенка, улучшает его осанку, координацию, внимание, одновременно снимает стресс и усталость.
Пение является наиболее доступным видом музыкальной и исполнительской деятельности. Пение сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения. Пение развивает слуховой аппарат, укрепляет голосовые связки, улучшает речь, способствует выработке вокально-слуховой координации. Пение считается эффективным средством лечения заикания у детей: то, что дети не могут сказать, они легко могут пропеть. Правильная поза поющих, регулирует и укрепляет дыхание.
Обобщая наиболее важные достижения развития ребенка 6-7 лет, можно заключить, что в этом возрасте дети отличаются достаточно высоким уровнем умственного развития, включающим обобщенные нормы мышления, смысловое запоминание. В это время формируется определенный объем знаний и навыков, интенсивно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, опираясь на которые можно побуждать ребенка слушать, рассматривать, запоминать, анализировать. Занятия музыкой способствуют всестороннему развитию личности ребенка. Взаимосвязь между всеми сторонами воспитания складывается в процессе разнообразных видов и форм музыкальной деятельности. Эмоциональная отзывчивость и развитый музыкальный слух позволяет детям в доступных формах откликнутся на добрые чувства и поступки, помогут активизировать умственную деятельность и, постоянно совершенствуя движения, разовьют дошкольников физически.