Специфика управления современного руководителя ДОУ
В дошкольном образовательном учреждении руководитель является ключевым звеном его эффективного функционирования и результативности воспитательно-образовательной работы. Уровень контроля за качеством управления дошкольным образовательным учреждением обуславливает возможности для профессионального роста руководителя, совершенствовании его знаний, умений и личностных качеств в соответствии с государственными требованиями. В современных условиях, когда перемены в жизни общества и образовательных учреждений происходят значительно быстрее, особая роль уделяется управленческому мастерству. От профессиональных умений руководителя, его способностей оперативно принимать решения, способностей нацеливать коллектив на непрерывное развитие, творческий рост, зависит успешность развития учреждения, его социальный статус.
В. А. Сухомлинский писал, что первое, самое главное и самое важное качество, без которого педагог не может быть директором, - а можно было бы добавить и заведующим детским садом, - это «глубокая любовь к детям, органическая потребность в детском коллективе, глубокая человечность и способность проникать в духовный мир ребёнка, понять, почувствовать в каждом из воспитанников личное, индивидуальное». Он был глубоко убеждён, что без веры в ребёнка, без доверия к нему «вся педагогическая премудрость, все методы и приёмы воспитания рушатся как карточный домик».
Руководителю дошкольной организации необходимо неустанно совершенствовать стиль своей работы, постоянно работать над собой, обеспечить действительный контроль и высокую требовательность к работникам, знать сильные и слабые стороны каждого из них, их возможности, всячески способствовать полному использованию этих возможностей, повышению педагогической квалификации и мастерства каждого работника.
Показателями культуры управленческой деятельности современного руководителя ДОУ выступают следующие критерии:
-целесообразность и целеполагание при выполнении государственных образовательных стандартов;
-системность, системное «видение» педагогического процесса (планы, программы, концепции);
-статистические подходы в управлении (методы диагностики и статистического контроля);
-вариативность программ, обеспечивающая «необходимое разнообразие»;
-альтернативность технологий, гарантирующая оптимальность, качество и эффективность принятого решения.
Современный руководитель ДОУ в настоящее время должен уметь:
правильно планировать деятельность ДОУ;
уметь осуществлять управленческие функции, требующиеся от руководителя ДОУ;
координировать действия педагогического и трудового коллектива;
разрабатывать программы развития и совершенствования деятельности
ДОУ;
осуществление управленческой и практической деятельности руководства ДОУ.
От индивидуально - психологических особенностей руководителя дошкольной образовательной организации, от степени его предрасположенности к специфической управленческой деятельности в дошкольном учреждении, умения строить межличностные отношения со всеми субъектами воспитательно - образовательного процесса, саморазвития и постоянного профессионально-личностного роста, способности адаптироваться к изменяющимся социально-психологическим условиям зависит судьба дошкольного образовательного учреждения в целом и успешность его управленческой деятельности. Человек, который способен организовать себя, управлять собой, сможет эффективно руководить и другими людьми.