* {font-family: Arial; font-size: 12pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Strong {font-weight: bold;}

«А можно я подумаю?» Как учить литературе не для зачёта, а для жизни

Автор статьи:

Арамян Нунэ Генриховна,

учитель русского языка и литературы

МБОУ гимназии №4

г. Пятигорска

Почему школьники, читая Достоевского, звучат так, будто повторяют инструкции к бытовой технике? Почему сочинения по «Герою нашего времени» начинаются с фразы: «Данная проблема является актуальной…», хотя сам герой вызывает у подростков живые чувства — злость, раздражение, сочувствие? Дело не в равнодушии. Подростки умеют чувствовать тонко, мыслить ярко, спорить горячо. Но на уроках литературы они часто боятся быть собой.

Виной тому — страх ошибиться, потребность «угадать» правильный ответ, необходимость соответствовать оценке и шаблону. В результате происходит подмена: вместо живой мысли — чужая цитата, вместо вопроса — формулировка из методички. А ведь литература — это пространство, где ученик должен не подчиняться логике анализа, а встречаться с собой. Не повторять, а проживать. Не искать ответ, а задавать вопросы.

Один из самых запомнившихся мне уроков — разговор о «Реквиеме» Ахматовой. Обычно молчаливая девочка вдруг сказала: «Это про мою бабушку. Это она стояла в очередях под тюрьмой». И вот именно в тот момент стихотворение перестало быть литературным фактом и стало частью чьей-то семейной памяти. После таких слов уже невозможно продолжать урок «по плану». Он перестаёт быть уроком и становится встречей. Не анализом, а человеческим пониманием.

Чтобы такие моменты случались чаще, важно изменить саму оптику чтения. Не «что хотел сказать автор», а «что это говорит мне». Не «где здесь проблема», а «где здесь я». На уроках я часто прошу учеников читать с простыми пометками на полях: