Адаптация десятиклассников
Человек бывает разный: средний, маленький, большой,
и не так-то просто сразу разобраться, кто – какой.
Это – брови, это – уши, это – рот и две ноздри.
Очень важно, что снаружи, но важнее – что внутри.
Не любой прямоходящий человеком может быть.
Ведь и древний звероящер мог на двух ногах ходить!
Так что дело не в обличье, суть совсем не так проста.
Наши главные отличья – сердце, разум, доброта
Острый взгляд для сердца нужен, по внимательней смотри –
очень важно, что снаружи, но важнее – что внутри!
(Н. М.Голь-переводчик,поэт,детский писатель)
Переход в 10-ый класс сопровождается формированием нового школьного коллектива, адаптацией к новым учителям, предметам, к увеличению учебной нагрузки. В юности особенно возрастает необходимость в признании защищенности, потребность в общении и, одновременно, в обособлении, самоопределении, построении жизненных перспектив.
В связи с этим в работе с десятиклассниками важными становятся следующие задачи:
принятие позиции ученик-старшеклассник;
принятие новичков в коллектив;
поиск личностного смысла и мотивации учения;
узнавание специфики мира юноши и мира девушки;
организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.
Адаптированный учащийся – это учащийся, приспособленный к школьной среде, готовый к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов.
Обеспечение плавного и мягкого перехода учащихся в старшее звено школы- главная задача адаптационного периода десятиклассников.
Цель адаптационного периода – помочь ребятам познакомиться с новыми ситуациями.
Наблюдения за десятиклассниками показывают, что они плавно входят в учебный процесс (экзамены сданы, а следующие еще не скоро), новички вливаются в коллектив, привыкают к новым требованиям и учителям, выстраивают отношения на новом уровне. Но десятиклассникам ещё трудно представить, что в школе они – старшие, и от них во многом зависит, насколько интересной будет жизнь в школе.
Для изучения ситуации с адаптацией в классе были проведены необходимые наблюдения, личные беседы, а также анкетирование по изучению чувств к школе, мотивов учебной деятельности, познавательных интересов учащихся десятого класса, удовлетворенности школьной жизнью. А также уровня адаптации к учебе, учителям. Результат таков:
Анкетирование на предмет выявления познавательных интересов школьников выявило, что перед нами подростки, для которых наиболее интересны предметы: история, ОБЖ и химия. Самыми нужными предметами ребята считают русский язык и математика. А хотят знать иностранный язык, биологию, обществознание и информатику. Эти предметы им будут нужны в будущей жизни. Сейчас они работают на собственное развитие, отмечая, что полученные знания станут залогом их успешного будущего. И это является большим плюсом.
Так как характерными признаками успешной адаптации считают:
1. Удовлетворённость подростка социальными контактами и межличностным общением внутри школьного коллектива.
2. Положительное отношение учащегося к процессу освоения программы.
3. Достаточный уровень самостоятельности при подготовке домашнего задания.
4. Уверенность в успехе, то результаты показывают, что в целом учащиеся успешно адаптировались на новой ступени школьного образования, хотя и существуют некоторые проблемы. Обеспокоенность, тревога за будущее составляют высокий процент. Сказывается усталость, неопределённость. Большинство учащихся отметили, что им комфортно в школе. Уровень удовлетворённости школой в среднем составил 80%, основное пожелание: оснастить классы современным оборудованием.
Рекомендации учителям – предметникам
Безусловное принятие подростка, которое проявляется в понимании и позитивном отношении.
Обращаясь к подростку, следует использовать вежливые просьбы, избегая приказов и прямых инструкций
Относиться к подростку нужно как к взрослому, советоваться с ним, прислушиваться к мнению.
Поддерживать успехи учащихся.
Согласованность требований педагогов.
С целью предупреждения перегрузок строго регламентировать подачу нового учебного материала, соблюдать нормы домашних заданий, дифференцировать задания на всех этапах урока.
Здоровья, крепких нервов и терпения.