* {font-family: Arial; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;}

Адаптация десятиклассников

     Человек бывает разный: средний, маленький, большой,
     и не так-то просто сразу разобраться, кто – какой.
    Это – брови, это – уши,  это – рот и две ноздри.
    Очень важно, что снаружи, но важнее – что внутри.
    Не любой прямоходящий  человеком может быть.
    Ведь и древний звероящер мог на двух ногах ходить!
    Так что дело не в обличье,  суть совсем не так проста.
     Наши главные отличья – сердце, разум, доброта

     Острый взгляд для сердца нужен, по внимательней смотри –
     очень важно, что снаружи, но важнее – что внутри!
                                       (Н. М.Голь-переводчик,поэт,детский писатель)

 

Переход в 10-ый класс сопровождается формированием нового школьного коллектива, адаптацией к новым учителям, предметам, к увеличению учебной нагрузки. В юности особенно возрастает необходимость в признании защищенности, потребность в общении и, одновременно, в обособлении, самоопределении, построении жизненных перспектив.

            В связи с этим в работе с десятиклассниками важными становятся следующие задачи:

 принятие позиции ученик-старшеклассник;

 принятие новичков в коллектив;

 поиск личностного смысла и мотивации учения;

 узнавание специфики мира юноши и мира девушки;

 организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.

Адаптированный учащийся – это учащийся, приспособленный к школьной среде, готовый к полноценному развитию своего личностного, физического, интеллектуального и других потенциалов.

Обеспечение плавного и мягкого перехода учащихся в старшее звено школы- главная задача адаптационного периода десятиклассников.

Цель адаптационного периода – помочь ребятам познакомиться с новыми ситуациями.

Наблюдения за десятиклассниками показывают, что они плавно входят в учебный процесс (экзамены сданы, а следующие еще не скоро), новички вливаются в коллектив, привыкают к новым требованиям и учителям, выстраивают отношения на новом уровне. Но десятиклассникам ещё трудно представить, что в школе они – старшие, и от них во многом зависит, насколько интересной будет жизнь в школе.

 

 Для изучения ситуации с адаптацией в классе были проведены необходимые наблюдения, личные беседы, а также анкетирование по изучению чувств к школе, мотивов учебной деятельности, познавательных интересов учащихся десятого класса, удовлетворенности школьной жизнью. А также уровня адаптации к учебе, учителям. Результат таков:

 

 

Анкетирование на предмет выявления познавательных интересов школьников выявило, что перед нами подростки, для которых наиболее интересны предметы: история, ОБЖ и химия. Самыми нужными предметами ребята считают русский язык и математика. А хотят знать иностранный язык, биологию, обществознание и информатику. Эти предметы им будут нужны в будущей жизни. Сейчас они работают на собственное развитие, отмечая, что полученные знания станут залогом их успешного будущего. И это является большим плюсом.

Так как характерными признаками успешной адаптации считают:

1. Удовлетворённость подростка социальными контактами и межличностным общением внутри школьного коллектива.

2.  Положительное отношение учащегося к процессу освоения программы.

3. Достаточный уровень самостоятельности при подготовке домашнего задания.

4. Уверенность в успехе, то результаты показывают, что в целом учащиеся успешно адаптировались на новой ступени школьного образования, хотя и существуют некоторые проблемы. Обеспокоенность, тревога за будущее составляют высокий процент. Сказывается усталость, неопределённость. Большинство учащихся отметили, что им комфортно в школе. Уровень удовлетворённости школой в среднем составил 80%, основное пожелание: оснастить классы современным оборудованием.

 

Рекомендации учителям – предметникам

Безусловное принятие подростка, которое проявляется в понимании и позитивном отношении.

Обращаясь к подростку, следует использовать вежливые просьбы, избегая приказов и прямых инструкций

Относиться к подростку нужно как к взрослому, советоваться с ним, прислушиваться к мнению.

Поддерживать успехи учащихся.

Согласованность требований педагогов.

С целью предупреждения перегрузок строго регламентировать подачу нового учебного материала, соблюдать нормы домашних заданий, дифференцировать задания на всех этапах урока.

Здоровья, крепких нервов и терпения.