«Адаптация обучающихся 5 Б класса»

Переход в пятый класс — очень важный период в жизни детей. Сложности данного периода состоят в следующем:

-трудности, связанные со сменой условий обучения;

-изменение учебной нагрузки в сторону увеличения;

-переход на кабинетную систему обучения;

-дискомфорт, связанный с большим количеством учителей вместо одной "классной мамы";

- психологический дискомфорт от попадания в новую неизвестную ситуацию;

- имеющиеся индивидуальные особенности у учащихся;

На начало учебного года я

1. Изучила состав классного коллектива. В этом большую помощь мне оказала классный руководитель начальных классов Марина Николаевна, которая рассказала о классном коллективе в целом, предоставила характеристики на учащихся. В классе по списку обучаются 11 человек, все имеют инвалидность, 7 учащихся находятся на надомном обучении, четверо обучаются очно. Дети этого класса представляют собой клинически и психологически разнородную группу. Артем, Данил, Арина учатся вместе с 1 класса, Ярослав в этом году перешел с надомного обучения в класс. Получила подробную информацию от М.И. об учебных способностях, здоровье, сложностях в работе с некоторыми учащимися. В данном классе коллектив незрелый, учащиеся не владеют навыками коллективных дел в силу своего развития. Они не могут правильно анализировать свои поступки. Но практически все учащиеся положительно реагируют на похвалу, испытывают положительные эмоции. Социализация данной группы детей на стадии формирования. Умения и навыки, необходимые в повседневной жизни, овладение доступными видами труда: самообслуживание, элементарный ручной труд, действиям с предметами, а также расширение социальных связей – всё это требует большой доработки со стороны всех специалистов, работающих в классе. Основная моя задача, как классного руководителя (особенно в первом полугодии) является: обеспечение эмоционального благополучия каждого учащегося на уроках, создание условий для формирования учебной мотивации к предметам, готовности к преодолению трудностей в процессе приобретения знаний, умений и навыков.

2. Организация сотрудничества с учителями - предметниками в процессе адаптации. Общая задача педагогов в этот период - помочь детям: проявить терпение, понимание, создать такую атмосферу на уроке, которая бы расковывала учащихся, стимулировала их познавательную и творческую активность и показывала уровень сформированности общеучебных умений и навыков.

В начале учебного года с учителями предметниками были проведены беседы, в результате которых учителя ознакомились с особенностями учащихся и их способностями, а также, я узнала о требованиях учителей к учащимся по их предметам, конкретно: что должны иметь ученики на уроках, какие канцтовары, тетради. Постепенно дети знакомились с новыми учителями, их требованиями к учебной деятельности, а также новыми кабинетами, в которых дети стали обучаться. Я каждое утро встречаю и в конце учебного дня провожаю ребят, сопровождаю до кабинетов учителей, поэтому учителя предметники находятся со мной на связи и все возникающие вопросы по организации учебного процесса разрешаются быстро. Также дети во время перемен, классных часов, внеклассных мероприятий знакомятся с ребятами с других классов, это помогает ребятам снять страх и волнение в период адаптации, привыкнуть к расположению кабинетов, почувствовать уверенность в своих силах.

3. Организовала знакомство с родительским коллективом.

В начале учебного года мною было проведено организационное родительское собрание. На собрании обсуждались следующие вопросы:

Знакомство с родителями, сбор сведений о классе.

Проведена беседа «Адаптация пятиклассников к новым образовательным и воспитательным условиям»

В целом можно говорить о том, что ребята чувствуют себя в школе комфортно.

Один из факторов, приводящих к формированию и закреплению тревожности у учащегося завышенные требования со стороны родителей к успехам своего ребенка. Поэтому с начала учебного года стараюсь выстроить положительное взаимодействие родитель-ребенок-классный руководитель. Все переживания этого периода, естественны и помогают детям взрослеть, поэтому во взаимодействии родителей и учителей надо просто быть внимательнее в новом периоде их школьной жизни.

Таким образом, можно подвести итог по вопросу адаптации учащихся 5 Б класса к процессу обучения в средней школе:

- у большинства 5-го класса есть желание идти в школу, некоторые учащиеся участвуют в общественной жизни школы, дети привыкают к учителям;

- с некоторыми учащимися необходима индивидуальная коррекционная работа и внимание к данной проблеме родителей (Данил).