УДК 37.013.78303.1, 304.2
Исаева Анна Евгеньевна, магистр 1-го курса направления «Педагогическое образование»», профиль «Обществознание» кафедры теологии и религиоведения философии Философского факультета СГУ имени Н.Г. Чернышевского, Россия.
Исаева А.Е
ФГБОУ ВО «Саратовский национальный исследовательский
государственный университет
имени Н.Г. Чернышевского»,
Институт филологии и журналистики,
Саратов, Россия.
ДЕЗАДАПТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ В СОВРЕМЕННОМ СОЦИУМЕ, ЕЁ ПРИЧИНЫ И ПУТИ ПРЕОДАЛЕНИЯ
Аннотация: Статья посвящена изучению девиантного поведения среди подростков. Анализируются причины дезадаптации ребёнка в социуме. Также рассматриваются наиболее частые варианты девиантого поведения среди детей и на основе полученных результатов предлагается теоретический вариант работы с данными проявлениями у подростков.
Ключевые слова: социум, дезадаптация, девиантное поведение, социализация, педагогика
A.E. Isaeva
.Saratov State University, Saratov State University, Faculty of Philosophy
Saratov, Russia
DISADAPTATION OF ADOLESCENTS IN MODERN SOCIETY, ITS REASONS AND WAYS TO OVERCOME
Abstract:The article is devoted to the study of daviant behavior among adolescents. The reasons for the disadaptation of the child in society are analyzed. The most frequent variants of david behavior among children are also considered, and on the basis of the results obtained, a theoretical version of working with these manifestations in adolescents is proposed.
Key words:society, disadaptation, deviant behavior, socialization, pedagogy
Девиантное поведение среди индивидов существовала во все времена, подобное явление рассматривалось с разных точек зрения. Начиная со времён возникновения пламенно-родовой общины люди с инаковым поведением воспринимались, как те, кто обладает сакральными знаниями. Так, например шаман на стадии своей инициации выступает как проводник между миром духов и миром реальным. Когда человек заболевает шаманской болезнью он становиться изгоем среди племени и уже не способен существовать как адекватная единица своего общества. Далее можно отметить, что девиантное поведение было свойственно не только жрецам шаман, но и многие политические деятели нередко обладали отличительными качествами свойственные неуравновешенной личности. Лечение, как диагнозы в каждую эпоху ставились по-разному. В средние века жителю города с отличительными чертами в поведении присваивали статус умалишённого и его отправляли вместе с другими маргиналами, таким как калеки, в так называемое путешествие на корабле Дураков «Безумецзаперт на его борту, словно в тюрьме, побег из которой невозможен; он всецело во власти реки с тысячью ее рукавов, моря стысячью его путей, их великой переменчивости, не подначальной ничему. Он — узник, стоящий посреди самой вольной, самой широкой из дорог; он накрепко прикован к открытому вовсе концы света перекрестку»[1, с. 68].
В современном социуме наблюдается тенденция роста девиантного поведения среди подрастающего поколения, что в итоге становиться актуальной проблемой для ряда гуманитарных и медицинских наук. Одним из самых распространённых факторов подобного проявления выступает дисбаланс личности, предикатом которого становиться неблагоприятный климат в семье. Если проанализировать само понятие личности, то следует отметить, что оно неразрывно связанно с индивидуальностью. Но личность чаще всего используется в психологических исследованиях, личность обладает своими отличительными чертами, происходящими из психических и социальных значений. По этой причине личностью может стать только тот человек, который находится и воспитывается в социуме. Что касается индивидуальности то, это понятие характеризует свойства человека, которые отличают его от других социальных единиц. Индивид обязательно должен социализироваться и расширять свой круг общения «Нормальная личность удовлетворяется миром с частичной безопасностью, в то время как невротик ищет абсолютной безопасности»[2, с. 311]. Основным и первоначальным местом социализации служит семья, но в ней всегда существуют свои правила общения, которые нередко блокируют и не соответствуют критериям широкой социализации. Наибольшим значением для реализации себя как личности подходит школа, так как в ней ребёнок общается с несколькими поколениями и учиться социальной дистанции. «Пребывание ребенка в школе и. отношение, которое он там встречает, оказывает большое влияние на уравновешенность его психики. Ребенок, не отличающийся сметливостью, в особенности может быть травмирован школой, даже если его усердие и поощряется дома»[3, с. 20]. Известно, что чаще всего ребенок воспринимает те модели поведения, которые приняты впервоначальной ячейки общества, а именно в семье. Семейные ценности являются фундаментальными для развития личности и её дальнейшего становления в социуме. Также нельзя забывать о том, что индивид на протяжении всей жизни воспринимает различные социальные роли.Так«человек одновременно выполняет несколько социальных ролей: гражданина, специалиста, отца, брата, участника действия, члена коллектива и пр. В процессе социального развития и воспитания человека, он усваивает опыт выполнения необходимых ему социальных ролей для самореализации как личности»[4, с. 99]. Когда ребенок выходит за пределы своей семьи, он обязан адаптироваться к новым условиям, нередко данный процесс сопровождается негативными интенциями. Различные инициации, начиная с дошкольного возраста, в нормальном режиме должны способствовать дальнейшему развитию, но если они протекают в неправильной форме или сам ребёнок не готов к новшествам, то они могут вызвать противоположные психологические реакции. Но на этом процесс онтогенеза не останавливается, так как человек является существом биологическим и его развитие не прерывно. Из этого следует, что сдерживающие факторы, как психического, так и социального характера в надломленном состоянии способствуют развитию не культурного, а инстинктивного характера поступков индивида. Они могут проявляться в качестве агрессивного, делинквентного, тревожного и других форм реакции индивида на происходящие, которые противоречат нормам общества. Естественно девиантное поведение может варьироваться от легких черт, до тяжелых случаев, которые лечатся только медикаментозно.
На сегодняшний день острый вопрос касается не психологических отклонений, а скорее социальных. Так, например важной причиной для беспокойства выступает алкоголизм и курение среди подростков, постоянный уход в виртуальную реальность и т.д. Эти вопросы затрагивают культурные ценности нации, народа и генофонда. Все перечисленные формы отклонений носят общественный характер. Так как девиантное поведение не является сильным отклонением от нормы. Оно несёт в себе смешенный тип реакции на адаптационные процессы. Более того индивид становиться проблемным для общества в тот момент когда использует не совсем корректные инструменты поведения для достижения своих личных целей. Использование насильственных, манипуляторных и других методов должно соответствовать запросам социума, в котором он находиться, мы можем судить об отклонениях только в той культурной парадигме, в которой выросли. Так, например те методы воспитания, которые применялись в древности, для нашего поколения потеряли свой авторитет и воспринимаются обществом как пережитки, или вовсе бойкотируются как нерациональные или жестокие.
Важным фактором девиантного поведения может стать не только семья, но и окружение подростка, его сверстники, которые оказывают влияние на своего друга. Частым случаем является злоупотребление курением, когда старшие классы показывают пример младшим. Принцип подобия всегда существовал среди индивидов и если один человек добился успехов, то многие другие люди постараются следовать его модели поведения, так как она на первый взгляд кажется эффективной. Более того «Продуктом подражания являются рост государства, экономическое развитие, язык, религия, другие феномены и процессы социального мира»[5, с. 14]. Но подражание, как и многие другие вещи, имеет как положительную так отрицательную сторону, к сожалению, подростки как показывает практика стремиться утвердиться чаще всего за счёт вредных привычек, по средствам которых они представляют себя как взрослого человека, но при этом они не соответствуют юридическим, правовым и другим институтам. В данном варианте проявление девиантного поведения в лучшем случаи пойдёт на спад, благодаря приобретению опыта взрослению. В худшем случаи подросток может вырасти в асоциальную личность, которая в итоге не сможет социализироваться. Девиантное поведение сопряжено с таким явлением как аддикция, предикатом которого выступает неверное следование своим или чужим желаниям. Девиантное поведение может характеризоваться посредствам зависимости. Например, существует несколько форм аддикции, первая и самая распространенная из них именуется химической. Она по своей сути сводиться к употреблению запрещенных веществ, в неё входит также алкоголизм и курение. Статистические данные «показали, что уровни распространенности курения сигарет в этой группе достигли угрожающе высокого уровня, в особенности среди 15-летних. В этой возрастной группе 15% подростков сообщают о том, что запоследние 30 дней они выкурили как минимум одну сигарету, и почти каждый третий подросток упоминает о том, что уже пробовал курить 27% девочек и 29% мальчиков»[6, эл. ресурс]. Употребление табачных смесей не входит в категорию запрещённых веществ единственное, что может стать наказанием за курения это административный штраф или просто выговор от родителей. По этой причине курение является скорее побочным эффектом подросткового возраста, нежели чем-то фатальным. Алкоголизм более опасен, так как может послужить резкому ухудшению здоровья, как взрослого человека, так и ребёнка. Отравление от спиртных напитков нередко имеют крайне негативные последствия вплоть до летального исхода. Любая аддикция вызывает резкие всплески настроения индивида, побуждает его к неравноправным действиям, способствует прекращению адекватного поведения. Таким образом, подросток теряет ценностный ориентир и начинает сужать свою группу общения до тех групп, которые имеют схожие интересы или подвержены той же зависимости. Казалось, что государственные требования по запрету распространения и продаже алкогольной продукции должны снизить риски употребления алкоголя среди молодёжи, но как показывает практика «согласно современным исследованиям временные рамки начала приёма алкоголя расширяются. «Если в 90-е годы XX века средний возраст дебюта употребления алкогольных напитков приходился на 17 лет, то сейчас он составляет 12,5 лет для мальчиков 12,9 лет для девочек»[7, с. 45]. Эта тенденция показывает нарастающую проблему среди не только подростков, но и детей. Причиной этого служат несколько доступность алкоголя сколько упадок культурных ценностей. Также можно затронуть вопрос системы наказания детей. На данный момент толерантность в вопросах воспитания нередко переходит границы регулирования, ребёнок представляется в обществе ни как единица социума, а как некий объект всеобщего наблюдения и восхищения. Конечно, бывают исключения, когда дети действительно находятся в опасном положении, но это касается чаще всего неблагополучных семей, в которых отсутствует вопрос воспитания и родители становятся не законными представителями ребёнка, а его потенциальной опасностью. Воспитание должно быть сбалансировано. Так, например если всё дозволять своему чаду то в конечном итоге мы получим эгоистичную личность, которая будет страдать от широкого социума, где существуют свои правила поведения и запреты. Если же мы будем наоборот всё запрещать ребенку, то вырастим неврастеника с огромным багажом комплексов. Нередко проблемой аддикции и девиантного поведения становиться элементарная скука, выход из которой подросток находит в общении и в виртуальном пространстве. Не химическая аддикция предмет современных исследований, который только набирает обороты. Интернет и зависимость от игр причина многих проблем социализации. Фантазирование и бегство от реальности кажется на первый взгляд невинным увлечением, которое, в конечном счете, способно перерасти в действительно серьезную проблему. На сегодняшний день в некоторых странах стали появляется лагеря для детей, где их лечат от интернет зависимости. Там пациенты буквально заново начинают свои социализацию в реальном мире. Причиной зависимости проистекают из экзистенционального вакуума. Данный «феномен, который одновременно усиливается и распространяется»[8, см. также 2. 44 с.]. Действительно некоторые зависимые или склонные к девиантному поведению индивиды просто не видят смысла в своём исправлении, у них нет целей, а только желание получить избавления от дискомфорта. Но стоит отметить, что подростки с данным типом поведения всё же видят себя как личность и стремиться занять своё место в социуме, но их методы бывают кране нелогичными. Именно поэтому стоит научить ребёнка действовать законно и стараться объяснить ему, что он должен считаться с другими людьми и не вредить обществу и себе в угоду своих желаний. Также стоит обратить внимание на такой элемент воспитания как любовь к труду. Труд входит в систему традиционных ценностей на нём базируется, профессиональные институты и им измеряется ценность человека среди сотрудников. В современных школах наблюдается тенденция снижения трудовой нагрузки на детей. Сейчас урок технологии выглядит, как теоретическая лекция по пошиву сарафана, нежели сам процесс шитья сарафана. В СССР существовала целая система трудовых обязанностей для детей, благодаря, которой подросток уже мог применить свои знания и умения. Конечно, сейчас существует огромное количество кружков и секций но все они являются добровольным выбором, а как известно ребёнок не всегда желает чему-то обучаться и его нужно направлять. Перевоспитание сложного подростка невозможно только по средствам семьи. «С такими детьми невозможно справиться одному человеку. Воспитанием таких детей занимается весь коллектив»[9, с. 40]. Нужно обратить внимание на советские типы воспитательных механизмов, чтобы не потерять баланс в вопросах образования и культуры. Как показывает практика, прогресс не служит мерилом блага, он лишь оболочка культуры. Если умрет культура то прогресс не заменит человеку духовные ценности, из которых и состоит главный вопрос всех людей для чего я живу ?. Потеря смысла вот что сейчас актуально для современного подростка. Также подростки не всегда способны ждать и вкладывать свои ресурсы в долгосрочные проекты. Желание получить всё и сразу и страх потерять возможности, беспокоит современного человека, получение и потребление стали векторами движущей силы общества, подростку нужно показать, что главное это не обретение славы или успеха среди сверстников, а формирования себя как личности, которая успешно сможет интегрироваться в социуме и добиваться поставленных целей.
Таким образом, предполагается следующее решения вышеперечисленных проблем. В первую очередь учителю или родителю нужно стать примером для подражания, показать подростку другую сторону своего окружения дать ему возможность проанализировать свой круг общения и выбрать друзей по средствам советов и наблюдения. Проводить с ним беседы и наглядно иллюстрировать последствия аддикций. Привить ребёнку или подростку культурные ценности, не дать ему в кризисный период потерять себя и смысл своего существования, хорошими примерами могут стать различные фильмы на тему социализации и вопросов добра и зла. Расширять у подростка кругозор не дать ему застыть в профанном мире. Но в тоже время не стоит поощрять интенсивные желания ребёнка убежать от реальности. Важно отслеживать проведенное время подростка у мониторов и экранов телефонов.
Список источников и литературы
1. Фуко, М.История безумия в классическую эпоху / пер с фр. А.А. Беляев. М.: АСТ, 2010. – 704 с.
2.Франкл,В. Человек в поисках смысла / В. Франкл М.: «Прогресс», 1990. – 420 с.
3.Эриксон, ЭДетство и общество / пер с англ. Е.А. Тихомолова. – СПб.:Питер, 2018. – 448 с.
4. Сластенин, В.А., Исаев, И.Ф., Сластенин, Шиянов, Е.Н.Педагогика / под.ред. В.А. Сластенин. – М.: Акаждемия, 2013. – 576 с.
5.Тард, Г. Ж. Законы подражания / пер с фр. А.Б. Шмелёв. – М.: Академический проект, 2011. – 304 с.
6.Отчет ВОЗ показал, что курение по-прежнему остается одной из основных угроз здоровью детей и подростков[Электронный ресурс] // Всемирная организация здравоохранения [Электронный ресурс]: Европейское региональное бюро. –https://www.euro.who.int/ru/health-topics/disease-prevention/ (дата обращения 28.03.2022). Загл. с экрана. – Яз.рус.
7. Соколовская, Т.А., Иванова, М.А. Детский алкоголизм современное состояние проблемы в Российской Федерации и системы стандартизации противодействия их распространению / Т.А. Соколовская, М.А. Иванова //Проблемы стандартизации в здравоохранении Том 11. –. 2017 – № 12. С. – 42-46.
8. Сухомлинский, В.А. О воспитании / В.А. Сухомлинский. – М.: Политика 1975. – 272 с.