«Активные методы обучения детей с ОВЗ на уроках географии»
Из опыта работы учителя географии Ивлевой Юлии Анатольевны. Казенное общеобразовательное учреждение Омской области «Адаптивна школа-интернат №15».
Современный мир стремительно меняет свой облик. В его движении просматривается тенденция к информационному открытому обществу.
Сегодня стало очевидным, что учебная информация, которая передается ребенку в школе, занимает в общем информационном потоке все менее значительное место по сравнению с интернетом, компьютерными играми, кабельным телевидением. Таким образом, учащиеся с особыми образовательными возможностями оказывается перед лавиной информации, которую они, в силу своих психологических особенностей, не могут правильно воспринимать и использовать.
Перед аналогичной технической и информационной лавиной оказывается и учитель в современной адаптивной школе. Важно научиться ориентироваться и управлять процессом обучения в постоянно меняющимся информационном потоке.
Сегодня инновационные технологии уже не роскошь, а необходимость. В числе оборудования способного в корне изменить учебный процесс заняли своё место электронные интерактивные комплексы Smart.
По программе модернизации, школой были приобретены интерактивные комплексы. Интерактивный комплекс, состоит из интерактивной доски Smart, проектора, безбатарейного стилуса стилизованного под маркер, ноутбука, звуковых колонок и диска с программным обеспечением.
Эксплуатационная характеристика оборудования.
Материал рабочей поверхности – это стальная (антивандальная) поверхность с антибликовым покрытием, оптимизированным для прямой проекции. Доска работает на принципе (функциях) прикосновений и имеет технологию, основанную на цифровых камерах, позволяющую рисовать, управлять приложениями без ограничений, любой указкой или пальцем.
Согласно техническим характеристикам, устройство распознавания интерактивной системы не производят активных излучений. Доска подключается к компьютеру двумя кабелями. Для работы комплекса необходимо две розетки 220в, а если ноутбук работает от аккумулятора, то и одна - для подключения проектора.
Итак, мы знаем, что человек в течение своей жизни получает информацию о мире, используя пять чувств, эти же чувства участвуют в обработке поступающей информации. Зрение, слух и кинестетические чувства – это три основных канала, формирующих соответственно три основных системы восприятия:
Ведущие репрезентативные системы
Для решения проблемы современного образования детей с ОВЗ интерактивная доска предоставляет возможность творчески сочетать различные группы методов обучения:
В
изуальные
А
удиальные
К
инестетические
П
олимодальные
Интерактивный комплекс помогает предусмотреть равномерное представление информации для визуалов, аудиалов и кинестетов – это проведение интерактивных опытов и экспериментов, демонстрация учебных презентаций и кинофильмов, работы с компьютерными обучающими программами, создание таблиц, графиков или просто авторских рисунков. При использовании данных методов информация фиксируется по всем каналам восприятия, что очень важно для наших особенных детей.
Доска дает новые возможности при работе со стандартными обучающими программами и учебными дисками, которых на рынке интерактивных школьных образовательных ресурсов постоянно становится всё больше.
Используется доска практически ежедневно и ребята уже воспринимают это оборудование как должное. Но на каждом занятии уделяется внимание технике безопасности. Составлены инструкции по ТБ и заполняется журнал по ТБ.
Доску можно использовать как пассивный экран для демонстрации презентаций, таблиц, видеофрагментов, но использование системы Smart вносит некоторую изюминку в такие уроки, т.к. имеется возможность делать пометки, акцентировать внимание на объектах прямо по экрану.
Активный режим работы Smart-комплекса представлен в виде встроенной программы Notebook, в которой есть галерея с огромной коллекцией рисунков, карт, символов, интерактивных средств и мультимедиа. А набор инструментов, встроенных в программу Notebook, предлагает возможность создания интерактивных презентаций без программного комплекса Microsoft.
Познакомимся на примерах некоторыми возможностями программы Smart и уже освоенными способами её применения на разных этапах современного урока, в том числе и в коррекционной работе со слабослышащими учащимися.
Например: при создании мотивационной ситуации, постановки проблемного вопроса или цели и задач урока - можно включить тематический кинофрагмент, зашифровать картинки, перепутать слова или буквы и используя особенности программы Smart предложить детям самим составить формулировку.
Проверка домашнего задания может проходить в игровой форме. Когда вы работаете на интерактивной доске, вы можете передвинуть любой объект на другое место с помощью опции "drag and drop" (тащить и отпустить). Можно предлагать учащимся задания на:
Соединение
Классификацию
Группировку
Сортировку
Заполнение пропусков
Упорядочивание
На этапе усвоения новых знаний и способов действия возможности учителя и учеников, применяющих Smart-технологии, практически безграничны.
Можно использовать готовые мультимедийные файлы, можно сами составить (нарисовать) авторский рисунок, скорректированную схему, адаптированный текст, которые можно сохранить при помощи специальной функции «Скрепка» или каждый раз например, рисовать новый рисунок с каждым классом, что также способствует познавательным процессам, вносит элемент творчества, развивает координацию движений и моторику детей с ОВЗ.
При закрепления новых знаний можно использовать интерактивные задания с учебных фабричных дисков (интерактивные карты, схемы, иллюстрации).
Например: при изучении темы «План и карта», ребята составляли рассказ по условным знакам и записывали с помощью инструмента «Маркер».
Изучая тему «Давление» происходит индивидуальна работа со схемой у доски. Ребята отвечали, подписывали и стирали свои подписи подготавливая схему для следующего отвечающего. Самые слабые дети шли к доске последними и делали задание безошибочно, т.к. наблюдали за действием одноклассников.
Эффективно Smart-технологии можно применять и на этапе контроля и самоконтроля знаний.
Например: можно запрограммировать мультимедийную викторину. Можно сделать таблицу со скрытыми ячейками, а функция «Шторка» поможет при самоконтроле. Используя задания на соответствие можно проверить знания определений и терминов используя опцию "drag and drop" (тащить и отпустить).
И последний этап - рефлексия. Как вариант, отражение своего психоэмоционального состояния в цвете с использованием инструмента «Перо» закрашиваем трафареты или рисунки. Происходи визуализация настроение в начале и в конце урока.
Важно понимать, что использование только интерактивной доски на уроках в адаптивных школах не решит всех ваших проблем моментально. И преподаватели, кабинеты которых оборудованы данными системами, совсем не обязаны работать с ней постоянно, на каждом уроке. Иногда доска может пригодиться только на одном их этапов урока. Учителям необходимо освоить специальное программное обеспечение для интерактивной доски и его основные возможности. Еще важно определить, какие ресурсы могут помочь в работе.
Преподавание в адаптивной школе с помощью интерактивной доски имеет ряд преимуществ:
1. Расширяет возможности по использованию различных учебных программ и дисков.
2. Усиливает подачу материала, позволяя преподавателям эффективно работать с веб-сайтами и другими ресурсами.
3. Предоставляет больше возможностей для взаимодействия с учащимися ОВЗ. Делает занятия интересными и увлекательными для преподавателей и учащихся благодаря разнообразному и динамичному использованию ресурсов, развивает мотивацию к освоению новых знаний.
Выделим преимущества Smart-технологии для учителей:
П
озволяет преподавателям объяснять
новый материал из центра класса.
П
оощряет импровизацию и ги
бкость, позволяя
рисовать и делать записи поверх л
юбых приложений и веб-ресурсов.
Позволяет
сохранять
и распечатывать изображения с доски
, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;
П
озволяет преподавателям делиться материалами друг с
другом и вновь использовать их.
Доска
удобна при работе в большой аудитори
и.
Smart
-технологии расширяют
возможности для творческих учителей для
поиск
а
новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
Демонстрации материалов урока или внеклассного занятия через интерактивную доску, даёт возможность привлечь и успешно использовать внимание детей с ОВЗ. Так, например, когда на доске появляется текст или изображение со звуком, то у учеников со слуховой депривацией стимулируется одновременно несколько видов памяти. Таким образом мы можем эффективно организовать реализацию коррекционных задач.
Итак, выделим преимущества использования интерактивной доски Smart и для учащихся:
Д
елает занятия интересными, наг
лядными и развивает мотивацию.
У
чащиеся н
ачинают работать более эффективно
и становятся уверенными в себе.
П
редоставляет больше возможностей для участия в коллективной
и индивидуальной работе по развитию
личных и социальных навыков учащихся с различными
системами восприятия информации:
визуалов
,
аудиалов
,
кинестетов
.
П
озвол
яет использовать различные формы и методы обучения, учителя
могут обращаться ко всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям
учеников и как следствие у
чащиеся начинают понимать более сложные темы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала
.
Из опыта работы хочется обратить внимание и на проблемы при использовании интерактивной доски Smart
Программное обеспечение для комплекса полностью
не адаптировано
к российскому пользователю
.
Создание презентаций во
встроенной в программе
Notebook
более затратное по времени, чем
в
Microsoft
.
Использование доски
уме
ньшает скорость работы на уроке, т.к. появляется зависимость от капризов техники.
Доска должна быть подключена к ресурсам интернета.
Необходимо организовывать обучающие курсы, на которых специалисты должны помочь учителям освоить весь потенциал данной технологии.
Действительно, интерактивная доска – это новые технологии очень востребованы нашими детьми с особыми возможностями здоровья.
Творческое и глубоко продуманное использование учителями интерактивных образовательных систем создает прекрасные развивающие возможности, как для школьников, так и для самих педагогов, обеспечивает современный уровень образовательной деятельности на уроках.