* {font-family: PT Sans; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;}

Активные методы обучения как средство профессионального самоопределения учащихся на уроках технологии

Люфт Александр Андреевич

учитель технологии

МАОУСОШ 17 с УИОП ГОЩ

г. Щелково

Твердая решимость что-нибудь сделать есть половина успеха

Демокрит

Аннотация

В статье автор рассматривает виды активных методов обучения, группы. Показано какие методы и когнитивные технологии можно использовать на уроках «Технологии». Подробно представлены ключевые слова для проектной технологии. Приведен пример проекта, который можно использовать на своих уроках учителями технологии. Рассказано каким образом, достигаются методические, педагогические и воспитательные цели: как осуществляется контроль знаний, навыков и умений учащихся; обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение учащихся к уроку; как развиваются коммуникативные навыки учащихся.

Ключевые слова: активные методы обучения, проектный метод обучения,

этапы урока, цели и задач урока, проект.

В современной школе активные методы обучения ставят ученика в новую позицию, когда он становится активным участником образовательного процесса.

Активные методы обучения можно разделить на групповые, индивидуальные и коллективные. У учеников всегда есть выбор. По характеру учебно-познавательной деятельности они бывают: имитационные и не имитационные.

На своих уроках использую следующие методы:

проблемный;

диалоговый;

– игровой;

проектный;

– модульный;

– опорных сигналов;

– критических ситуаций;

– автоматизированного обучения и т. д.

Активные методы обучения я применяю на всех этапах урока, таких как организация класса, проверка домашнего задания, постановка целей и задач урока, объяснение нового, закрепление изученного, обобщение знаний, организация самостоятельной работы, подведение итогов урока.

В последнее время использую когнитивные технологии: мозговой штурм, метод интеллект-карт, фокальных объектов и веб-квест. Данные технологии состоят из открытых заданий, которые предназначены для отработки существующих идей. Служат для закрепления и отработки навыков, которые использую как полученную информацию для вычисления сильных и слабых сторон ученика, уровень подготовленности ученика к индивидуальному проектированию, его способность образно мыслить, с целью подбора индивидуального подхода к обучению.

Давайте поближе познакомимся с проектной деятельностью на моих уроках.

Проект – это творческая деятельность, направленная на достижение определённой цели либо решение какой-то проблемы. В проекте раскрываются способы и средства практической реализации замысла.

Учебный проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт от идеи до её воплощения, обладающий новизной, выполненный под контролем и при консультации учителя.

Проектная деятельность это разработка и выполнение проекта.

Творчество – это деятельность человека, направленная на создание новых материальных и духовных ценностей, благ для удовлетворения своих потребностей.

При выборе темы своего проекта ученику нужно заранее найти информацию в книгах, журналах и сети Интернет, поговорить с учителем, родителями.

Далее, после изучения и освоения учебного материала на уроке «Технология», ученик будет изготавливать своё проектное изделие, во время практических работ и во внеурочное время. По окончании работы нужно провести испытание созданного изделия и только затем представить его на оценку.

Реализацию учебной проектной деятельности мы разделим на три основных этапа: поисково-исследовательский (подготовительный), конструкторско-технологический (основной) и аналитический (заключительный)

Поисково-исследовательский этап: Ученику надо определить потребность изделия. Затем следует оценить, достаточно знаний и умений, чтобы изготовить данное изделие. Следующий шаг – проверить наличие необходимых материалов и оценить их стоимость. Можно работать коллективно, сформировав рабочую группу из одноклассников, если проект сложный. Затем необходимо изложить в письменном виде обоснование выбора темы.

Вторым пунктом будет формулирование требований к изделию по следующим критериям: простота изготовления, экономичность, эстетичность, удобство в эксплуатации, экологичность и др. Третий пункт – это разработка всевозможных вариантов изделий в виде рисунков, эскизов, чертежей, рецептов опираясь на различные источники информации. Помощь в проекте могут оказать цифровые технологии.

Конструкторско-технологический этап состоит из четырех пунктов: это выбор возможной конструкции изделия, подбор материалов, организация рабочего места, разработка чертежей деталей и изделия и технологической документации по проекту с обязательным соблюдением правил безопасной работы.

Заключительный этап включает контроль и испытания готового изделия, окончательный подсчёт затрат на его изготовление. Затраты ученик определяет примерно, только стоимость материалов, из которых изготовлено изделие. Цена будет значительно выше, потому что она включает затраты на электроэнергию, заработную плату рабочим, доставку товара и др. Дальше проводят испытания изготовленного изделия и разрабатывают варианты его рекламы.

Для примера приведем следующее задание. 

«Определить тему своего учебного проекта и разработать паспорт, который будет содержать следующую информацию»

Проект «Мое обновленное рабочее место»

I. Введение

 

1. Цель проекта:

Создание функционального и эстетически привлекательной …. для улучшения организации рабочего пространства.

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ТЕМЫ

 2. Анализ проблемы:

Анализ: Комната и рабочие пространства часто страдают от неэффективного использования пространства и беспорядка вещей. Это приводит к снижению производительности и уровня удовлетворенности жильцов квартиры.

 3. Синтез информации:

Вывод: Проведенный анализ показывает, что решением может стать создание …., для удовлетворения потребности, обеспечивая быстрый и удобный доступ к необходимым вещам, а также будет вписываться в интерьер квартиры, добавляя аккуратность и организованность.

 4. Критическое мышление:

Требования: критически, оценивая потребности современных пространств, мы понимаем, что …. должны быть простой в использовании, иметь достаточное количество секций для различных типов материалов, быть прочной и долговечной, а также иметь дизайн, соответствующий общему стилю рабочего места.

5. Принятие решения:

 Решение: на основе проведенного анализа и обобщения информации, принимается решение разработать проект……., который будет удовлетворять все вышеуказанные требования.

II. Этапы проекта

 

— Планирование работы

 

— Изучение теоретических материалов

 

— Проведение практических исследований

 

— Анализ полученных результатов

 

III. Результаты проекта

 

— Описание полученных знаний и навыков

 

— Оценка достигнутых результатов

 

— Рекомендации для дальнейшей работы

 

IV. Заключение

 

— Основные выводы по проекту

 

— Перспективы дальнейшего развития темы

 

V. Список использованных источников