Актуальность исполнения Духовной музыки в современном мире (из опыта работы) Под духовной музыкой в узком смысле подразумевают церковную музыку?христиан; в широком смысле духовная музыка не исчерпывается сопровождением богослужения?и не ограничивается христианством. Тексты сочинений духовной музыки могут быть как каноническими, так и свободными. В данной статье, речь пойдет об исполнительских особенностях и понимании духовной музыки в широком смысле. Духовность – это наше личное понимание своей глубинной природы. Мы познаем внешний и внутренний мир, чтобы совершить что- то полезное и значимое. Для каждого человека важно заниматься постоянным поиском самого себя, задумываться над вопросами познания мира, смысла и назначения своей жизни и стремиться получить ответы. Часто духовность человека связывают с религией, посещением религиозных учреждений и чтению литературы такого толка. Но ставить знак равенства между религиозностью и духовностью нельзя, существует множество примеров, когда люди, регулярно посещающие церковь, являются худшими представителями рода людского. Нельзя сказать, чтобы духовность зависела и от образования – знания не спасут человека от глухоты к чужой боли и страданию. Духовности невозможно научить, ей учит жизнь. Кто-то уже приходит в мир с этим качеством, которое по мере взросления переходит в четкое осознание того, что все материальное – преходяще и без внутреннего наполнения не имеет никакого смысла. Кому-то требуются серьезные жизненные испытания, чтобы постичь эту простую истину. Таким образом, духовность – это всегда осознанный выбор человека, а не навязанное кем-то мнение. Это как музыка, которую мы слушаем по велению сердца, а не по совету музыкальных критиков. Изучение и исполнение духовной музыки невероятным образом воздействует на творческие способности, на эмоциональное состояние человека. Содержание духовных произведений способно пробудить устремленность к Добру и Свету и стать источником нравственности и гармонии. Духовная музыка помогает решить множество задач, актуальных для каждого участника коллектива: - снятие скованности и эмоционального напряжения; - желание к гармоничному общению, в основе которого доброжелательность и искренность; - развитие способности к пониманию и переживанию, к раскрепощению, понимание собственных ощущений, настрой на позитивные мысли и поступки. В репертуаре нашего ансамбля много разной по стилю музыки. Мы поем эстрадные, классические, народные, джазовые произведения, но духовная музыка занимает особое место в сердце каждого участника коллектива. Понимание и желание петь духовную музыку пришло к ребятам не сразу, так как многие поступили в школу на эстрадное отделение с желанием научиться петь только эстрадную музыку. Изучение лучших образцов в области вокального искусства и стремление исполнять музыку профессионально, переживая и передавая смысл каждого произведения, постепенно, привел нас к возможности исполнять духовную музыку не только известных авторов, но и находить прекрасные образцы современного искусства, например, таких как, м.Иулеания (Денисова). Все мы знаем, что в современном мире сохранить духовное и душевное равновесие подчас бывает не совсем просто. Жизнь человека полна испытаний и стрессов, с которыми справляются далеко не все. Даже оставаясь? внешне вполне успешным и спокойным, человек может ощущать дискомфорт, недовольство собой, депрессию. Он не желает признаться самому себе в своей слабости, и накопившееся когда-либо напряжение или страх? запрятывает настолько глубоко в подсознания, что, словно, забывает о них. Однако, человек, приготовляющий себя к общению с публикой, имеет прекрасную возможность избавиться от скорлупы, или кокона, в который он был заключён самим? же собой? и выйти? к? публике, будучи открытым и уверенным в своей силе и правоте. На мой взгляд, как раз изучение и исполнение духовной музыки помогает понять свое внутреннее состояние, научиться слышать себя и свои ощущения, найти гармонию в своей душе. Ведь все темы духовных произведений имеют широкое общечеловеческое значение, они значительны и серьезны. Через связь духовного искусства с жизнью осознаются главные этические законы – Любви, Добра, Справедливости, по которым должен жить человек, нравственные ценности наполняют истинным смыслом жизнь. Приступая к занятиям, мы несомненно, сталкиваемся с? воздействием эмоционального состояния на исполнительское мастерство.? Прежде всего,? это? проблемы связанные с недостаточно свободным дыханием, с напряжением, зажатостью. Я использую на уроке дыхательные упражнения А.Н.Стрельниковой, а также некоторые элементы гимнастики йоги. Регулируя дыхание, мы имеем возможность регулировать свои внутренние процессы, и как следствие этого - своё физическое и душевное состояние.?? ?Состояние внутреннего покоя и уверенности обычно приходит с большим опытом, но для начинающих исполнителей важно знать, что хотя бы даже стремление к внутреннему спокойствию играет важную роль в исполнительском мастерстве.? Невозможно выйти на сцену, переживая? бытовые? неурядицы? и волнения. Посторонние мысли не просто мешают сосредоточиться на исполняемом произведении, а закрепощают самого исполнителя, словно связывая его? по рукам и ногам.? Но чаще всего, зажатость исполнителя возникает из-за глубоких внутренних переживаний, спрятанных глубоко в ?душе.? Задача педагога по вокалу состоит в том, чтобы найти правильный подход к учащимся, не спугнуть их желание учиться, помочь им справиться с наболевшей проблемой, придать сил, терпения и уверенности в себе. Эта задача требует от педагога способностей психолога. ?Урок должен стать частицей жизни для учащихся, поэтому педагогу нужно умело пользоваться голосом, жестами, мимикой, вместе проживать творческую жизнь. Результатом такой работы, станет комфортное ощущение обучающихся на занятии, у них появится желание поделиться своими чувствами, высказать свои мысли посредством исполнения духовной музыки. Ведь она очищает нас, помогает освободиться от обид, тяжестей в душе, накопленных ранее. Слушание духовной музыки, радость совместного творчества, возможность поделиться этим со зрителем – все это представляет собой систему духовной поддержки, помогает ребятам вслушаться в свое внутреннее “Я” и почувствовать глубокую связь с миром. “В самом деле, - писал Учитель Церкви св. Иоанн Златоуст, - какое из искусств сравнится с искусством образования души и просвещения ума?” И далее: “В этом искусстве главным является забота о душе, потому многое в общественной и частной жизни идет у нас не по нашему желанию, что мы не заботимся о духовном, прежде всего, а потом о житейском”. Солисты нашего ансамбля, обучаясь вокальному искусству исполнения духовной музыки, несут ответственность, так как становятся певцами, пробуждающими чувства, эмоции, мысли. Только будучи богатыми? и здоровыми духовно можно стать истинными певцами, что ?бы нести свет и любовь своим слушателям и способность вселять веру и надежду в сердца людей.
Актуальность исполнения духовной музыки в современном мире