Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр детского творчества г. Челябинска»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПЛАСТИЧЕСКОГО СПЕКТАКЛЯ
В СОВРЕМЕННОМ ТЕАТРАЛЬНОМ МИРЕ

Автор:

педагог дополнительного

образования

Гудкова Е.

Челябинск. 2024 г.

Пластический спектакль – переплетение драмы и хореографии, в котором помимо танца режиссеры используют пантомиму, акробатические и цирковые номера, стилизованные боевые искусства, то есть все, что связано с движением [6]. Пластика как средство театральной выразительности всегда занимала важное место в театральных постановках. Тело человека и его пластика имели особое значение еще во времена древнейших цивилизаций, близких к Богу и природе, отличительными особенностями которых были различные ритуалы, пляски у костра, хороводы, которые служили способом передачи важной социальной и эмоциональной информации. С того времени и по сей день актер не может обойтись без пластики, использует ее как материал для создания целостного образа. Тело является самым древним инструментом общения и даже выживания, однако в современном мире наметилась тревожная тенденция: человек все меньше пользуется своим телом, все больше уменьшается потребность в органическом сосуществовании тела и сознания, что ограничивает эмоциональную ипостась человека.

Пластический театр как вид драматического искусства является самостоятельным направлением с 1970-80-х гг. ХХ в. Первым режиссером, организовавшим ансамбль пластической драмы (который лишь через несколько лет получил статус театра), стал Г. Мацкявичюс. «Взгляд, жест, поза, едва уловимое движение тела “oбнажают” человека неизмеримо больше, чем это могут сделать слова. Согласитесь, именно безмолвие сопутствует всем крайним, кульминационным моментам человеческой жизни» [1].

По системе К. С. Станиславского актер использует три инструмента при работе над каким-либо спектаклем: тело (пластика), сознание (слова), психоэнергетика (чувства, эмоции), придавая наиболее важное значение при формировании роли поиску пластической выразительности. «…В моменты наиболее драматические, требующие от него темперамента и силы, актер должен быть мышечно совершенно свободен. Только тогда он может лепить из своего тела нужную выразительную форму, и только тогда его тело будет музыкально, пластично, скульптурно» [2, с. 28]. И в театре пластический спектакль – это особый жанр, основанный на различных видах сценического и бытового движения, танца и пантомимы, сознательно лишенный слов. Такой театр является одной из ярких, но малоизученных страниц современной культуры. Это жанровая разновидность драматического театра, в котором преобладает пластическая доминанта в выражении через тело актера идеи автора спектакля. Пластика «возникает в результате индивидуально-характерных особенностей фигуры, походки, манеры держать себя, движений и жестов человека, приобретающих в конкретном жизненном контексте эмоционально-смысловое значение» [4, с. 152].

Чем же отличается пластика от танца? Пластика – это свойство человеческого тела, которое выражается в его естественных движениях. Это подтверждают известные определения: «Пластика – это объемные, тактильные, телесные качества актерского инструмента – тела, как выразительной формы» [5] и «пластика – искусство ритмических и грациозных движений человеческого тела» [5]. Танец – есть ритмичные, выразительные телодвижения, выстраиваемые в определенную композицию и исполняемые с музыкальным сопровождением. Главными характеристиками танца являются ритм (быстрое или медленное повторение движений), композиция (сочетание движений в сценическом пространстве), динамика (размах, напряженность, интенсивность движений), техника (степень владения телом и мастерство в выполнении основных па и позиций) [5]. Отсюда можно спроецировать взгляд на соответственно пластический и танцевальный спектакли.

Пластический спектакль – это некая форма существования актера на сцене, «размытый взгляд» на сюжетную линию, образная картинка происходящего. Танцевальный спектакль – это определенная система движений, направленная не на ощущение своего тела, а на эстетическую составляющую задуманного режиссером.

Интерес драматических театров к пластическому спектаклю свидетельствует о напряженном духовном поиске художника в мире, где слова не успевают за эмоциями и чувствами. В современном мире люди все чаще употребляют слова лишь для того, чтобы что-то сказать, даже неважно что. Многими уже очень четко осознается недостаточная наполненность слов содержанием, потеря смысла в них или его трансформация, даже подмена. Сегодня на первый план выходит визуальное искусство, несущее в себе информацию зашифрованную, доступную для эмоционального восприятия. Однако именно визуальные искусства (живопись, скульптура, танец) наиболее тесно связаны с самым древним инструментом выразительности – человеческим телом, которое становится субъектом выражения духовного потенциала. Все это становится важным именно в том театре, который не ищет жизнеподобия, а желает «прорваться» к высшей реальности, затронуть в человеке то, что волнует его, что не безразлично и даже болезненно для его восприятия и тем самым заставить зрителя поверить актеру, присоединиться к его эмоциям, почувствовать исповедальность момента.

Сегодняшний зритель готов к новым экспериментам современного искусства и, более того, он хочет, чтобы его удивляли и давали ему возможность подумать и осмыслить то, что происходит на сцене. Неспроста человека, который смотрит спектакль, назвали «зритель». Он не только «зрит» происходящее, но и в душе, и в сознании его от видимого зреет мысль. Его не назвали слушателем или каким-то другим словом, а именно – «зритель». Зрительный образ сообщает, образовывает, эмоционально подкрепляет человека, манипулирует его поведением и действиями. Зрительный образ – это не просто созерцание, а средство взаимодействия со зрителями. Именно поэтому в современных театральных постановках режиссеры работают не только с композиторами и художниками, но и с хореографами, ставя сложные спектакли, пронизанные пластикой актера. Это позволяет зрителям понять замысел постановки, увидеть непростые взаимоотношения персонажей, их внутреннее состояние, усиленные с помощью образов, мизансцен, выстраиваемых режиссером и балетмейстером, которые соединяют спектакль в единое целое. «Надо развивать особую технику, помогающую вцепиться в объект таким образом, чтобы затем уже сам объект, находящийся на сцене, отвлекал нас от того, что находится вне ее» [2, с. 101].

Есть два способа зрительского восприятия, для достижения которого используются либо смысл, четкий сюжет, история, подчиненная правилам и законам классической композиции, либо ассоциации зрителя. Пластический спектакль существует в большей степени благодаря второму, так как во время того, что зритель видит на сцене, у него пробуждаются ассоциации и индивидуальные мысли. И сегодня на пластический спектакль должен ходить открытый зритель, готовый принимать и пропускать через себя информацию такую, «…чтоб позы и движения показывали пластику и чтоб все вместе нравилось смотрящим. При этом надо следить не только за собой, но и за сидящими по ту сторону рампы» [2, с. 174].

Пластический спектакль – это поиск не только новой формы или новых ощущений, но поиск нового, совершенного другого актера. В пластических спектаклях как правило принимают участие актеры драматических театров, а не профессиональные танцоры.

Пластический театр – театр тотального действия, где задействованы все три инструмента актера, но сознание или вербальный инструмент переведен во внутренний монолог. Он дает возможность представить зрителю свою трактовку происходящего на сцене, а не увидеть конкретное решение классической пьесы с уже четко сформированной историей и выстроенными диалогами. Такой театр нужен не только зрителю, но, в первую очередь, актеру, который является исследователем своей профессии, своих возможностей.

Литература:

Какой получилась пластическая драма «Легенда о Хоакине» // Ра

м

блер / кино

:

[сайт]. – URL: https://kino.rambler.ru/other/42404591-kakoy-poluchilas-plasticheskaya-drama-legenda-o-hoakine/?Utm_content=kino_media&utm_medium=read_more&utm_source=copylink. – Дата публикации: 27.06.2019.

Работа актера над собой / К. С. Станиславский. О технике актера / М. А. Чехов. – Москва

:

Артист. Режиссер. Театр, 2013. – 496 с. – ISBN 978-5-87334-105-4.

Румянцев, П. И. Работа К. С. Станиславского над оперой «

Риголе

т

то

» / П. И. Румянцев. – Москва

:

Искусство, 1955. – 151 с.

Русский балет

:

энциклопедия / гл. ред. П. А. Марков. – Москва

:

Большая Рос

.

э

нцикл

. : Согласие, 1997. – 632 с.

Танец. Толкование // Энциклопедия

Кольера

// Академик. Словари и энциклопедии на Академике

:

[сайт]. – URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/446/%D0%A2%D0%90%D0%9D%D0%95%D0%A6 (дата обращения: 08.03.2021).

Черныш, С. Современный театр: от моноспектакля до

иммерсивного

действия / С. Черныш //

Культура

Ф

: [сайт]. –

URL

: https://www.culture.ru/materials/254793/sovremennyi-teatr-ot-monospektaklya-do-immersivnogo-deistviya (дата обращения: 08.03.2021).