* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;}
a.NoteRef {text-decoration: none;}
hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;}
table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;}
td {border: 1px solid black;}
.Normal {margin-bottom: 8pt;}
.Normal (Web) {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 12pt;}
.Hyperlink {color: #0000FF; text-decoration: underline ;}
.No Spacing {margin-bottom: 0pt;}
Кроме того, для осмысления композиции произведения можно использовать сжатый пересказ или составление плана по памяти. Например, на заключительном уроке по изучению романа «Дубровский» ребятам можно дать задание: найти в данной сюжетной линии пропущенные звенья и вставить их там, где это необходимо, объясняя при этом их присутствие в произведении или расположить звенья в правильной последовательности:
1.Ссора лучших приятелей
2. Суд
3. Отец и сын
4. Пожар
5. Появление разбойников
6. Обед в Покровском
7. Странное пробуждение
8. Объяснение Дубровского с Машей
9. Сватовство Верейского
10. Маша под арестом
11. Бой в лесу и исчезновение разбойников
Данная работа не только позволяет выявить уровень усвоения материала учащимися, но и оживляет урок, так как учащиеся выполняют ее с удовольствием: они дополняют, исправляют ответы друг друга, доказывают свою точку зрения. Если использовать интерактивную доску, то урок получиться еще интересней и эффективной.
Авторское отношение к изображаемому сказывается не только в общем настроении произведения, но и в выборе слова-образа. Поэтому необходимым средством в выявлении позиции автора оказывается и изучение стиля. Приемы изучения стиля весьма разнообразны:
1) нахождение и оправдание эпитетов или глаголов действия позволяет ученикам заметить художественную организацию произведения;
2) вставить слово, пропущенное в художественном тексте, и затем объяснить, почему писатель употребляет иной синоним, чем предложенные учениками слова;
3) игра «Узнай чужое слово» позволяет проверить интуитивное ощущение учеником стиля писателя. 4) в старших классах можно провести игру, в которой по стилю ученики пытаются узнать автора. Для этой игры лучше подбирать отрывки или из незнакомых школьникам текстов, или не откровенно связанных с сюжетом.
Важной частью уроков становится понятие литературного образа. Широкие возможности при обучении учащихся характеристике литературного образа, предоставляются при изучении в 6 классе произведения «Дубровский», так как герой этого произведения раскрывается автором всесторонне, разными способами: это и его идейный смысл, и речевая характеристика, и детальное описание внешности, его поступки и манеры поведения; влияние исторических условий эпохи, социальной среды и воспитания, полученного в детстве, на склад личности и характер героя . Учащиеся с большим интересом составляют из всех этих деталей, разбросанных по всему произведению, целостную характеристику героя. Как показывает опыт, здесь довольно уместен игровой момент. Учащиеся делятся на группы и получают задания найти определенный компонент характеристики героя: речевую характеристику или описание внешности и т. д. Затем каждая группа защищает свой «пазл» (характеристику пишут на картонке в виде пазла) и в итоге, все пазлы собираются в единую картину и получается целостная характеристика Дубровского. На этом этапе урока можно реализовать и воспитательную цель урока. При подведении итогов, можно провести с учащимися беседу на тему «Из чего складывается Личность или впечатление о человеке, отношение к нему?» (внешний вид, грамотная речь, поступки и др.)
В работе над произведением на уроках литературы немаловажную роль играет изучение его творческой истории. Сопоставление художественного произведения с его реальной основой, в более частном виде — героя с прототипом, всегда обнаруживает авторские намерения, показывает, как «заострил» писатель жизненный материал.
Большой интерес к истории создания и творчества произведения учащиеся проявляют при изучении «Капитанской дочки». К 8 классу они уже имеют представление о Пугачевском восстании, как историческом событии и им становиться интересно прочитать литературную интерпретацию данного события. Кроме того, сопоставление здесь художественного произведения и жизненного сюжета, реального характера и героя, созданного писателем, показывает учащимся, что искусство — это отражение жизни. Вместе с тем этот прием работы позволяет объяснить, что отражение - это не зеркально, что автор преображает образы действительности, соединяет в искусстве жизнь и свое отношение к ней.
Сопоставление разных редакций, вариантов текста выявляет развитие авторской мысли в процессе создания произведения. Так, например, сопоставление черновых вариантов и окончательного текста стихотворения «Вновь я посетил…» помогает понять гуманистическую мысль о бессмертии не только поэта, но и всякого человека, живущего в памяти следующих поколений. В первых изданиях своей лирической автобиографии Пушкин вел счет потерям. В окончательной редакции стихотворение пронизано чувством связи разных эпох человеческой жизни, поколений вообще, человека и природы.
Следующий прием - сопоставление данного произведения с другими произведениями писателя. Этот прием может быть применен в различных целях, он помогает ученикам понять, что сопоставление произведений одного писателя способно открыть общие основы его миросозерцания и художественного метода.
Можно сравнить на уроке лицейское стихотворение Пушкина «Пирующие студенты» или «19 октября» 1825 года с последним стихотворением, посвященным лицейской годовщине «Была пора…» (1836). Ученики заметят, как углублялось осознание дружбы в лирике поэта (единство состояния, единство судьбы, единство исторического поколения), как вместе с тем менялось художественное освещение мира и людей в поэзии Пушкина.
Еще один прием, который нужно использовать при изучении произведений, – это сравнение произведений разных писателей или отдельных элементов художественных текстов. Подобную работу можно провести после изучения произведения «Пугачёв». Ученикам дать задание по группам перечитать повесть «Капитанская дочка» (выборочно главы, где дан образ Пугачёва), произведения УНТ (легенды, сказания, песни о Е. Пугачёве), документальные источники (учебники по истории, энциклопедии, в которых описан данный герой). Обычно такая работа проводится для подчеркивания общности художественной ситуации, сходства героев произведения и их различия.
В старших классах такие сопоставления приобретают большую историческую законченность. Сопоставляются не только герои, но и «типы сознания» писателей.
Одной из главных задач уроков литературы является развитие устной монологической речи учащихся. Широко распространенными видами устного монолога учащихся на уроках литературы являются доклады и сообщения. Школьники выступают с ними при изучении обзорных тем, на занятиях по биографии писателя, при анализе художественных произведений, на заключительно - обобщающих занятиях, уроках внеклассного чтения. Работа по выработке умений готовить такие выступления способствует усилению практической направленности преподавания литературы, вооружению школьников интеллектуально-речевыми умениями, развитию творческих способностей, подготовке к активному участию в коммуникативной деятельности. Доклады и сообщения помогают учащимся глубоко осваивать литературу как искусство слова, развивать устную и письменную речь во взаимосвязи.
Полноценное восприятие художественной литературы немыслимо без вдумчивого чтения. Навыки медленного чтения и развивают такие приемы анализа, как устное словесное рисование, составление киносценария, инсценирование текста.
Реализация образов, возникших при чтении, в устном рисовании также содействует углублению субъективного начала разбора. Введение этого приема требует особого психологического и художественного текста, которым отмечены работы, посвященные этому вопросу. В устном словесном рисовании есть, с одной стороны, опасность простого пересказа текста, т. е. повторения без присоединения, с другой — устное рисование, пробуждая воображение читателя, создает возможность появления произвольных ассоциаций.
Создание инсценировки даже по отдельным эпизодам произведения — трудный, но издавна практикуемый в школе вид работы. Прежде всего, инсценирование побуждает учеников к творческому «претворению» литературных образов и, как все приемы активизации читательского восприятия, возбуждает воображение и сопереживание. Во-вторых, инсценирование позволяет усилить динамизм конфликтов произведения, острее прочертить сюжетные линии в сознании учеников. В-третьих, инсценирование обостряет внимание к художественному тексту. Однако для того, чтобы эта работа не превратилась в пародию, необходимо предлагать школьникам посильные задания, необходимо подготовить учащихся, дать им возможность пойти в произведение, сжиться с ним. На первых этапах анализа инсценирование, как правило, невозможно.
Включение смежных искусств в изучение литературного произведения помогает нам управлять потоком ассоциаций, стимулировать возникновение определенных представлений в сознании учащихся. Смежные искусства могут усилить сопереживание, субъективную сторону литературного разбора.
На уроках литературы часто используются произведения живописи, но не всегда целенаправленно — чаще всего только как иллюстрация к литературному произведению. А ведь картина может помочь понять и замысел писателя, и образно представить ученикам главного героя. Используя несколько репродукций разных художников, можно ещё и сравнить образы действующих лиц, и увидеть разные точки зрения, высказать своё мнение.
Так, в 9 классе при изучении романа «Евгений Онегин» можно использовать иллюстрации разных художников, которые помогают ученикам образно представить, глубже понять характер главных героев. Также иллюстрации можно использовать при работе над композицией романа: определить к какому эпизоду относится иллюстрация, либо определить последовательность иллюстраций по сюжету романа, при этом учащиеся могут высказывать своё мнение, согласие или несогласие с художником и писателем. Такая работа помогает ученикам овладеть методом претворения литературного текста в других видах искусства. Развивая образное мышление школьников, этот метод служит способом эмоционального акцентирования текста, побуждает углубленно прожить текст и содействует развитию читателя.
Включение в урок литературы музыки может помочь читательскому воображению прояснить, уточнить «образы чувства», возникающие в ходе повествования. Но сопоставления музыкальных произведений, созданных независимо от текста, с литературным произведением основаны на свободной ассоциации и требуют от учителя особого эстетического такта, а от учеников — лишь осознания общности настроения музыки и фрагмента литературного текста. Но бывает и наоборот. Например, после изучения произведения «Метель» можно предложить учащимся послушать несколько музыкальных произведений, среди которых будет вальс Свиридова «Метель». Ребята должны будут угадать, какое музыкальное произведение было написано по произведению Пушкина, и объяснить, почему так решили. Возможен и другой вариант: после прочтения нескольких произведений поставить для прослушивания «Метель» Свиридова, а потом спросить, к какому произведению близка эта музыка и почему.
Проще становится выбор и сложнее сопоставление, когда сравниваются разные музыкальные интерпретации одного литературного произведения, например романсов Алябьева и Шереметева на пушкинское «Я вас любил». Чтобы выбрать музыкальное воплощение, более близкое тексту, ученик должен не только уловить общее настроение, но и смену чувств, и характер их выражения. Гармоническая грусть романса Алябьева несет свет пушкинской печали, но утрачивает страстный драматизм стихотворения, который отчетливее слышен в музыке Шереметева.
Еще более сложной для учеников задачей, вполне доступной лишь на завершающем этапе школьного образования, становится сопоставление эпического и драматического произведения с оперой, симфонической или фортепьянной фантазией на темы произведения. Например, «Евгения Онегина» и «Пиковой дамы» Пушкина и Чайковского, «Гамлета» Чайковского и Шостаковича.
Подобным же образом постепенно усложняется работа по сопоставлению произведений литературы и живописи, кино, театра. От сопоставления эпизода и иллюстрации, фрагмента спектакля и сцены, образа героя и трактовки роли мы движемся к сопоставлению литературного произведения с сюитами, иллюстрацией, спектаклем, фильмом в целом.
Таким образом, основной целью преподавания литературы является подготовка учащихся к жизни. Развитие наблюдательности учащихся, умение видеть жизненные явления, природу, человека в его труде, в отношениях к другим, умение размышлять над увиденным миром среди строк и передавать это в живых, ясных и точных словах органически входит в систему литературного образования. Она учит учащихся идти от жизненных впечатлений к книге, к художественному образу и потом, обогащенным образами, мыслями и чувствами писателя, снова обращаться к жизни, видеть её полнее, глубже, красочнее. Поэтому перед учителями литературы встает задача научить учащихся самостоятельно ориентироваться в тексте художественных произведений, проникать в мир авторских мыслей и идеалов, разбираться в основных теоретико-историко-литературных проблемах. Осуществить это можно только при творческом, деятельностном подходе к подготовке урока, при правильной подборке видов работ на уроке и при условии активной деятельности учащихся в процессе чтения и анализа произведений.
И, конечно же, как в жизни, так и в работе, нам на помощь приходят литературные шедевры. Ведь, наряду со всеми литературными произведениями, изучаемыми в школе, его произведения помогают нам достичь учебных, воспитательных и развивающих целей, реализовать наши замыслы и творческие идеи в преподавании литературы в школе.