АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА

Студент: Бадретдинова Дарья Дмитриевна
Научный руководитель: Спирина Лиана Иршатовна
к.э.н., доцент кафедры ЦТЭУ
ФГБОУ ВО Уфимский университет науки и технологий

Аннотация. В современной научной литературе актуальной является проблематика взаимодействия системы среднего профессионального образования и рыночной экономики, что подчеркивает важность изучения механизмов интеграции образовательного процесса с требованиями рыночной экономики. Исследования в данной области направлены на анализ эффективности подготовки специалистов, соответствующих спросу рынка труда, а также на выявление факторов, влияющих на качество и адаптацию образовательных программ к динамично меняющимся требованиям рыночной экономики.
Ключевые слова: среднее профессиональное образование, рынок труда, образовательные учреждения, органы управления, образование. 

TOPICAL ISSUES OF INTERACTION BETWEEN THE VOCATIONAL EDUCATION SYSTEM AND THE LABOR MARKET

Daria Dmitrievna Badretdinova
Supervisor: Spirina Liana Irshatovna
Abstract. The vocational education system is aimed primarily at solving economic and social problems of regional development. The placement of an educational institution in a certain territory is due to the functional, territorial, organizational approximation of the vocational education system, which make up its educational institutions to consumers of these services, the demand for this type of education on the part of the local population and business entities. These circumstances make the tasks of the system highly dependent on existing and developing regional labor markets and determine the possibility of targeted and effective formation of educational programs, taking into account specific requests from employers based on a feedback system.
Key words: vocational education, labor market, education institutions, governing bodies, education. 
В концепции современных социально-экономических и демографических процессов происходит трансформационная динамика профессионально-образовательных систем. Увеличение сложности этих условий считается с необходимостью оптимизации качества и эффективности образовательного процесса. Экономические аналитики подчёркивают, что профессиональная компетентность является ключевым фактором, определяющим успешность  профессиональной деятельности специалистов.
В этой связи, актуальной задачей является развитие и укрепление интеграции профессионального образования с рыночной экономикой, что предполагает реализацию кооперативной образовательной стратегии, направленной на оптимизацию человеческих ресурсов. Такой подход требует разработки и внедрения инновационных организационных моделей в образовательных учреждениях, способствующих повышению их адаптации к меняющимся социально-экономическим условиям.
В.Е. Михайлова утверждает, что ?…в настоящее время в регионе внедряется практика сетевого взаимодействия между учебными заведениями профессионального образования. Образовательные программы и индивидуальные курсы реализуют в учреждениях начального и среднего профессионального образования. Сформированы варианты совместного использования материальных, учебных, кадровых и других ресурсов, а также реализованы непрерывные и интегрированные образовательные программы начального, среднего и высшего профессионального образования? [2].
На рынке труда пересекаются потребности сектора экономики в профессионалах и возможности обеспечить необходимое количество квалифицированных специалистов через образовательную систему. Целью профессионального образования является удовлетворение ежегодных потребностей экономики региона в обновляемых кадрах, что в свою очередь способствует достижению равновесия на рынке труда. Для осуществления этого управленческого решения используются государственные нормативы по приёму студентов в профессиональные учебные заведения, а также ориентирование на запланированный в программах развития региона экономический рост и привлечение инвестиций.
В рамках современной рыночной экономики среднее профессиональное образование занимает ключевую позицию в структуре экономических инструментов , направленных на решение задач, связанных с удовлетворением потребностей рынка труда.  Стабильность и развитие системы среднего профессионального образования определяется комплексом экономических и социальных факторов. В данной ситуации возникает необходимость оптимизации механизмов взаимодействия между образовательными учреждениями, работодателями, профсоюзами, а также службами занятости. Эти организации не только являются потребителями образовательных услуг, но и могут выступать в качестве источников финансовой поддержки образовательных учреждений.
По мнению А.Г. Микрофонова, социальное партнерство в области среднего профессионального образования предполагает кооперацию  между образовательными учреждениями,  рынком труда, государственными структурами и заказчиками образовательных услуг, целью которой является гармонизация интересов всех участников данного процесса [3].  Государственная система  играет значительную роль на рынке образовательных услуг, поскольку среднее профессиональное образование призвано одним из основных приоритетов социально-экономического развития нации.
 В. Н. Васильев утверждает,  что государственная политика направлена на создание условий для развития реальных секторов экономики, которые выступают в качестве основного институционального субъекта рынка труда и формируют профессионально-квалификационную структуру спроса на рабочую силу. Стабильно функционирующее производство регулирует систему подготовки профессиональных кадров, выступая одновременно в роли заказчика и контролера качества образовательных продуктов. Нормативно-правовая база также должна способствовать удовлетворению основных интересов образовательных учреждений и организаций на взаимовыгодной основе. Важно обеспечить широкое информирование населения о профессионально-квалификационной структуре спроса, прогнозах основных макроэкономических показателей рынка труда, проблемах трудоустройства выпускников, а также о рейтинге образовательных учреждений и других важных аспектов [1].
Необходимо усиление регламентирующие и контрольные функции государственных учреждений, ответственных за регулирование рынка образовательных услуг. Одним из ключевых мероприятий является создание единых образовательных стандартов национального уровня и их гармонизация с международными стандартами. 
Муниципальные органы управления в сфере образования и экономики активно работают над созданием списка профессий, востребованных на местном рынке труда, с целью обеспечения адекватного наполнения профильных образовательных учреждений. Они также взаимодействуют с работодателями для согласования содержания образовательных программ и их пересмотра. Кроме того, разрабатывается муниципальная система подготовки и повышение квалификации персонала с целью повышения качества подготовки специалистов.
По мнению В. Н. Васильев прогнозирование в потребности в кадрах в экономике представляет собой существенный компонент управления трудовым потенциалом в определённом регионе. Прогнозирование выполняется на трех временных горизонтах:  долгосрочном, среднесрочном и краткосрочном. Долгосрочное прогнозирование необходимо для планирования профориентационных мероприятий,  определение объема и структуры подготовки кадров в системе профессионального образования, обоснования необходимости открытия новых направлений и специальностей. Среднесрочный и краткосрочный прогнозы помогают определить ключевые профессии  для профессионального обучения и дополнительного профессионального образования [1].
Прогнозирование должно быть точным, поскольку дальнейшее развитие перспективных направлений экономики и социальной сферы региона и страны в целом зависит от удовлетворения потребностей местной экономики в квалифицированных кадрах.
Основой обеспечения эффективного функционирования рынка труда является реализация системы государственных мер, направленных на регулирование предложения труда и повышение качества рабочей силы. В рамках этой системы мер необходимо создать основу для получения достоверной информации и анализа о том , как и чем удовлетворить кадровые потребности региона, а также адаптировать среднее профессиональное образование к потребностям рынка труда.
В дополнение к вышеуказанным мерам необходимо создание условий для улучшения демографической ситуации региона и использование возможностей международной и межрегиональной трудовой миграции, поддержание местных компетентных кадровых ресурсов и повышение мобильности трудовых ресурсов на региональном рынке труда являются необходимыми условиями для снижения территориального дисбаланса спроса и предложения, что достигается путем перераспределения рабочей силы по отраслям, территориям и видам занятости, с учетом структурных изменений в реальном секторе экономики региона.
Важным аспектом эффективного функционирования рынка труда следует отметить совершенствование региональной системы управления качеством рабочей силы. Система управления включает в себя:
- систему профессиональной ориентации, повышения мотивации к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда, повышение статуса в обществе человека труда;
- непрерывное и дополнительное профессиональное образование для постоянного опережающего повышения и поддержания уровня квалификации кадров и быстрой адаптации населения к динамично меняющимся условиям на рынке труда;
- развитие региональной системы внутрипроизводственного обучения персонала.
Реализация этих мер будет способствовать совершенствование системы мониторинга и прогнозирования потребности экономики региона в кадрах необходимой квалификации с учетом отраслевых и региональных приоритетов развития.
Библиографический список
1. Васильев, В.Н., Гуртов В.А., Питухин, Е.А.  Рынок труда и рынок  образовательных услуг в субъектах Российской Федерации. М.: Техносфера, 2017. 680 с.
2. Михайлова, В.Е. Образовательная политика в подготовке кадров для экономики страны // Международный научный журнал ?Символ науки?. – 2016. - № 8. – С. 124 – 127.
3. Микрофонов, А.Г. Прогнозирование потребности региональной экономики в подготовке квалифицированных кадров: моногр. / А. Г. Мокроносов, Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2018. 111 с.