Колесова Акулина Егоровна

Студентка 3 курса группы З- Б-ДО-20с Педагогического института Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, г. Якутск, Республика Саха (Якутия).

Электронная почта: kolesaku@yandex.ru

Развитие произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр

Аннотация. В статье отражена актуальность проблемы, особенности метода обследования детей и его результаты. Анализ результатов констатирующего эксперимента способствовал разработке комплекса дидактических игр, направленных на развитие произвольного внимания детей

Ключевые слова: произвольное внимание, дошкольники, старший возраст, диагностика, дидактические игры.

В традиционной психологии внимание - это деятельность, которая позволяет нам разрешить сложную композицию впечатлений, приходящих к нам извне, выделить наиболее важную часть в потоке, сосредоточить на ней всю силу нашей деятельности и тем самым облегчить проникновение в сознание. Также можно сказать, что это ориентация сознания на объект или явление и концентрация на нем, что означает повышение сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности.

Согласно Л.С. Выготскому, произвольное внимание возникает, когда человек ставит перед собой определенную цель, задачу в своей деятельности и сознательно разрабатывает программу действий[1]. Цель определяет распределение объектов его внимания, требующих волевых усилий. Ориентация обозначена в соответствии с поставленной задачей. Это требует волевых усилий, которые утомляют. Основная функция произвольного внимания - активная регуляция протекания психических процессов. Наличие произвольного внимания позволяет человеку активно, избирательно извлекать информацию из памяти, выделять существенное, принимать правильные решения, реализовывать планы, возникающие в процессе деятельности.

Как отмечает А.В. Запорожец, дошкольник способен внимательно рассматривать от двух до четырех предметов и с пониманием воспринимать один за другим [3]. Результат получается лучше, если взрослый комментирует изображенное, сравнивает предметы, устанавливает причинно-следственные связи между изображениями и вовлекает в эту работу ребенка. В возрасте шести лет количество объектов, которые дошкольник может воспринимать одновременно, значительно увеличивается. Кроме того, меняется круг предметов, привлекающих внимание ребенка.

Если в раннем возрасте внимание малыша привлекали красочные, оригинальные предметы, то в старшем дошкольном возрасте привлекательными могут стать, казалось бы, ничем не примечательные предметы. Загадка, вопрос могут все больше заинтересовать ребенка. В предметах, которые раньше были привлекательны для ребенка, старший дошкольник начинает замечать что-то еще, чего раньше за ним не замечалось.

По словам Г. В. Петуховой [5], в старшем дошкольном возрасте меняются все без исключения типы и характеристики внимания. Происходит увеличение его объема: дошкольник может взаимодействовать с двумя или тремя предметами. Внимание становится более стабильным. Это позволяет дошкольнику выполнять сложную и неинтересную работу, но под чутким руководством взрослого. Ребенок старшего дошкольного возраста не будет отвлекаться, когда поймет, что работу нужно довести до конца, даже если есть более захватывающая альтернатива. Поддержание стабильности внимания, его сосредоточенности на предмете обусловлено развитием пытливости ума, интеллектуальных процессов.

Чтобы развить произвольное внимание, ребенок должен вызвать эмоциональный интерес к своей деятельности, что становится возможным благодаря использованию, прежде всего, ведущей деятельности дошкольника - игры. Детям по-прежнему трудно сосредоточиться на монотонных и непривлекательных для них занятиях, в то время как они могут оставаться внимательными в течение длительного времени во время эмоционально окрашенной игры.

Игра формирует основные элементы волевых действий: ребенок ставит цель, принимает решение, намечает план действий, выполняет его, прилагает определенные усилия для преодоления препятствий, оценивает результат своего действия.

Диагностический этап исследования включал выявление уровня развития произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с помощью дидактических игр.

В исследовании приняли участие 20 детей в возрасте от 6 до 7 лет из детского сада Кенчири.

Методами, используемыми в исследовании, являются: метод "корректирующего теста"; метод "красно-черной таблицы"; метод определения концентрации внимания [4].

Метод "корректирующего теста". Методика используется для определения объема внимания (по количеству отображаемых букв или рисунков) и его концентрации - по количеству допущенных ошибок.

Техника "красно-черный стол". Методика была разработана для оценки переключения внимания. Испытуемые должны найти красные и черные числа от 1 до 12 в случайной комбинации в предложенной ими таблице, не запоминая логически. Ребенку предлагается отобразить черные цифры от 1 до 12 в таблице в порядке возрастания (время выполнения T (1) установлено). Затем вам нужно отобразить красные числа в порядке убывания от 12 до 1 (время выполнения T (2) фиксировано). Затем ребенка просят поочередно показывать черные цифры в порядке возрастания и красные цифры в порядке убывания (время выполнения T (3) фиксировано).

Методика определения концентрации и распределения внимания. Мы нарисовали квадрат размером 10x10 ячеек. В эти 100 ячеек было помещено от 16 до 17 различных изображений в произвольном порядке: круг, куб, прямоугольник, треугольник, звездочка, цилиндр.

Методика на определение концентрации и распределения внимания. Мы начертили квадрат 10x10 клеток. В эти 100 клеток поместили в произвольном порядке по 16-17 разных изображений: круг, куб, прямоугольник, треугольник, звездочка, цилиндр.

Таблица 1.

Результаты обследования по методике «Корректурная проба» в контрольной и экспериментальной группах

*

Уровень

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Уровень объема внимания

Уровень концентрации

Уровень объема внимания

Уровень концентрации

Низкий

20%

20%

20%

40%

Средний

30%

40%

50%

30%

Высокий

50%

40%

30%

30%

Таблица 2.

Результаты тестирования «Красно-черная таблица» в контрольной и экспериментальной группах

Уровень

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Низкий

30%

30%

Средний

60%

70%

Высокий

10%

0%

Таблица 3.

Результаты методики на определение концентрации и распределения внимания в контрольной и экспериментальной группах

Уровень

Контрольная группа

Экспериментальная группа

Концентрация внимания

Переключаемость внимания

Концентрация внимания

Переключаемость внимания

Низкий

20%

20%

20%

20%

Средний

50%

40%

60%

40%

Высокий

30%

40%

20%

20%

Проанализировав данные первичной диагностики, мы отмечаем, что у детей преобладает среднее развитие произвольного внимания.

В ходе исследования мы рекомендуем серию дидактических игр для улучшения развития произвольного внимания с целью улучшения его таких свойств, как сосредоточенность, стабильность и сосредоточенность.

Заключение. Мы считаем, что игры с правилами имеют ряд особенностей, которые отличают их от других видов игр. Важнейшим отличительным признаком является наличие в игре специального подготовительного этапа, который включает в себя объяснение правил всем участникам. Правила игры побуждают ребенка активно действовать с развитием внимания, быстро реагировать на различные игровые ситуации и концентрироваться на соблюдении правил во время взаимодействия.

Список использованной литературы

Выготский Л.С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте /Л.С. Выготский// Хрестоматия по вниманию / Под ред. А.Н. Леонтьева, А.А.

Пузырея

, В.Я. Романова. - М., 2000. - С. 184-219.

Добрынин Н.Ф. О теории и воспитании внимания /Н.Ф. Добрынин. // Хрест

о

матия по вниманию

/ П

од ред. А.Н. Леонтьева, А.А.

Пузырея

, В.Я. Романова. - М., 1976. - С. 243-259.

Запорожец А.В. Игра и ее роль в развитии ребенка дошкольного возраста /А.В. Запорожец, Т.А Маркова

. --

М.: Просвещение, 2009. - 198 с.

Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5-9 лет /А.А. Осипова, Л.И.

Малашинская

. - М.: ТЦ Сфера, 2004. -

104 с.

Петухова Г.В. Развитие произвольного внимания у детей дошкольного во

з

раста:

Автореф

. канд.

дисс

. /Г.В. Петухова. - М., 2001. -

32 с.