* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {} h1 {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 10pt; font-weight: bold; font-style: italic; text-decoration: underline ;} .Body Text {font-family: 'Times New Roman'; font-size: 10pt;}

ГЕНЕЗИС ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В УРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

GENESIS OF GENERAL AND PROFESSIONAL COMPETENCES OF STUDENTS IN CLASSROOM ACTIVITIES

Лунёв Александр Григорьевич

Россия, Ставрополь

Lynyov Alexander Grigorjewich

Russia, Stavropol

Ключевые слова: приёмы обучения, зумеры, инновации, поколение Z, технологии.

Key words: teaching methods, zoomers, innovations, generation Z, technologies.

Аннотация: в статье затрагивается проблема «Современные студенты – какие они и как их учить». Предложены инновационные методы и приёмы для формирования общих и профессиональных компетенций обучающихся. Обучать — значит вдвойне учиться. Жозеф Жубер Сегодня общество нуждается в квалифицированных специалистах. Система подготовки кадров среднего звена уделяется всё большее внимание.

Abstract: the article addresses the issue of "Modern students - what they are like and how to teach them". Innovative methods and techniques for developing general and professional competencies of students are proposed. To teach means to learn twice as much. Joseph Joubert Today, society needs qualified specialists. The system of training mid-level personnel is receiving more and more attention

Системы профессионального образования (СПО) играют ключевую роль в российской образовательной системе. Основная цель педагогов в СПО заключается в создании таких условий, которые способствовали бы приобретению студентами тех компетенций, которые необходимы для получения соответствующей квалификации и образования. Перед современным преподавателем, выходящим на занятия, встаёт ряд вопросов: чему следует обучать? Какова цель обучения? Кто является объектом моего обучения? Как организовать процесс обучения? В 2022 году Министерство просвещения Российской Федерации официально утвердила 82 новых федеральных образовательных стандарта для профессий и специальностей в области среднего профессионального образования. В этот список входят должности и специальности в таких сферах, как здравоохранение, лесное хозяйство, геодезия, технологии переработки продуктов питания, а также профессии из горнодобывающей и химической промышленности, швейного производства, реставрации и других областей. Также были обновлены стандарты для специальности «Преподавание в начальных классах и среднем звене». В соответствии с новыми требованиями, выпускники должны освоить как общие, так и профессиональные компетенции. Общие компетенции представляют собой набор социально-личностных качеств, позволяющих выполнять задачи на определенном уровне квалификации. Эта компетенция трактуется как способность эффективно действовать, основываясь на практическом опыте, навыках и знаниях при решении задач, актуальных для различных видов профессиональной деятельности. Профессиональные компетенции представляют собой способность использовать свои знания, навыки и опыт в конкретной сфере деятельности. Кто же наши студенты, к которым преподаватель приходит на занятия? В современных условиях мир так быстро меняется, что даже активный человек не всегда успевает за этими изменениями. Образование не стало исключением. За последнее десятилетие произошло больше изменений в сфере образования, чем за несколько предыдущих десятилетий. Оно уже никогда не вернется к прежним советским основам, которые до сих пор вспоминают с ностальгией. Современные студенты нуждаются в педагогах, соответствующих актуальным требованиям. Поколение Z — это молодые люди, родившиеся с 1995 по 2010 год, которые выросли в технологичной среде, где технологии стали их естественной частью жизни. Им сложно находиться в традиционных учебных учреждениях с устаревшими методами. Подходы к обучению и воспитанию требуют значительных изменений. Преподавателям следует осваивать новые технологии и смело экспериментировать. Зумеры обладают способностью к многозадачности и предпочитают получать информацию из разнообразных источников, воспринимая её в виде ярких образов, таких как посты в соцсетях или короткие видеоролики. На уроках важно внедрять разнообразные формы активности. Необходимо избегать длинных лекций и однообразных заданий. Рекомендуется применять метод «перевернутого» обучения: ученики получают задания на дом для изучения конкретной темы с использованием учебников, интернет-ресурсов и опросов. В классе они выполняют практические задания, обсуждают актуальные вопросы и применяют полученные знания в реальных ситуациях. Главная характеристика этого подхода — использование современных технологий и стремление к инновациям. Поколение Z, с юных лет окруженное технологиями, освоило компьютеры и смартфоны раньше, чем начало говорить. Они активно используют эти устройства и умеют быстро находить нужную информацию, фильтруя ненужное. Это выделяет их среди старших поколений. Чтобы эффективно работать с ними, педагогу необходимо «встать на их уровень». На уроках стоит активно использовать компьютеры и смартфоны, но это требует от учителя серьезного подхода к целям использования технологий. Простое прохождение тестов или просмотр видео не даст результата; важно развивать критическое мышление у учеников. К примеру, QR-код представляет собой двумерный штрихкод, который предоставляет информацию для быстрой идентификации с использованием камеры мобильного устройства. С его помощью можно закодировать разнообразные данные, такие как текст, ссылки на веб-сайты и мультимедийные материалы, а также проводить срочные опросы. Для реализации таких опросов существуют специальные инструменты, например, Plickers — это сервис и мобильное приложение, которое позволяет преподавателям проводить опросы и тесты с моментальным получением результатов от учеников. С использованием этого приложения можно провести опрос для всей группы всего за полминуты. Всё, что требуется, — это распечатанные карточки для каждого участника и наличие своего телефона или планшета. Также можно воспользоваться искусственным интеллектом, который поможет сэкономить время на поиске и создании материалов, а также улучшить навыки работы с информацией. В интернете имеется множество платформ и приложений, основанных на ИИ. С их помощью студенты могут учиться создавать текст, оригинальные изображения, которые затем используют в своих проектах, видеороликах или буклетах, а также музыкальное оформление для презентаций. Нейросети находят применение в различных сферах образования, включая:

автоматическую проверку домашних заданий и тестов;

разработку персонализированных учебных планов;

создание учебной среды, адаптируемой под нужды каждого ученика;

анализ учебных результатов;

повышение мотивации у студентов: нейросети могут разрабатывать интерактивные образовательные материалы, способствующие интересу и вовлеченности;

оценку эмоционального состояния учащихся;

внедрение новых форм обучения, таких как интерактивные приложения, виртуальные классы, образовательные игры и симуляторы.

Поколение Z также выделяется своей социальной направленностью. Представители этого поколения активно обмениваются информацией в соцсетях и мессенджерах, даже находясь рядом, общаются через смартфоны и участвуют в сетевых играх. В образовательном процессе стоит применять интерактивные методы, такие как групповые обсуждения и мозговые штурмы, которые будут способствовать взаимодействию. Такие методы развивают креативность и улучшают коммуникацию среди сверстников, а также позволяют использовать технологии, такие как коллективное обучение и кейс-метод. Поскольку зумеры привыкли к визуальному восприятию, они активно создают и используют контент в виде видео, изображений и эмодзи. На уроках стоит обращаться к визуальным материалам вместо текста. Используйте различные графические элементы. Замените текст инфографикой, а для усвоения грамматики применяйте мемы и для теорем — гифки. Разрабатывайте презентации, схемы, графики и диаграммы. Как еще можно обучать зумеров? Включите в процесс короткие онлайн-викторины. Поколение Z предпочитает мини-тесты в интернете. Преподавателям важно освоить создание опросов в Google или Яндекс Формах. Организуйте игровые активности. Геймификация эффективна для закрепления изученного материала и способствует обмену знаниями. Это позволяет учащимся быть более вовлеченными и сосредотачиваться на обучении. Многие представители поколения Z увлекаются играми и ценят игровые задания. Платформа Joyteka поможет в создании квестов, викторин и игр. Таким образом, применение современных технологий и методов в образовании способствует формированию как общих, так и профессиональных компетенций, соответствующих требованиям образовательной системы.

Использованная литература

1. www.http://publication.pravo.gov.ru/Document/-Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 44.02.02 Преподавание в начальных классах.

Дадалко, В.А. Современные инновационные технологии и модели обучения в образовании: учебное пособие. Москва : Русайнс, 2021 – 323 с.

Ильин, Г.Л. Инновации в образовании / Издательство «Прометей», 2015 – 515 с.

Сухомлин, В. А.Инновационные информационно-педагогические технологии для развития преподавательских кадров[Электронный ресурс] // Прикладная информатика № 3, 2021. С. 32-36.

https://niidpo.ru/ 6. https://sbis.ru