Культурно-образовательное пространство сельской школы как среда личностного развития школьника

Сельские школы… Как много их было в России! Из них вышло не одно поколение людей, сделавших нашу страну красивой, богатой и сильной. Здесь педагоги, ученики и родители – одна семья, где знают друг друга, вместе печалятся и радуются.

Здесь корни страны, здесь истоки народа,

Снега белизна, алый отблеск восхода.

И купол небес ослепительно синий

И сельская школа – надежда России!

На рубеже ХХ-ХХI вв. в России активно формируется гражданское общество, и сама Россия активно развивается как современное правовое государство, которое способно без лишних усилий и проблем признать права и свободы человека. Сегодня происходят изменения, которые формируют новые условия и требования к образованию. Совершенствование личности на протяжении всех лет ее обучения, ее определенность в современном обществе, освоение на трудовом рынке являются для школы важнейшими задачами. Укрепление воспитательной деятельности образования (формирование любви к своему городу, Родине, милосердия, уважения) признается как одно из основных направлений национальной политики в области образования.

Школа на селе всегда занимала особое место, воспринималась не только как сугубо образовательное учреждение. Замечено, что если школьная среда по своему воспитательно-образовательному уровню повышается над окружающей действительностью, то школа позитивно влияет на культурный уровень населения. Именно от школы сельская семья ждет помощи в воспитании и обучении детей, развитии их способностей, интересов. На нее возлагают надежды жители села в кризисные периоды жизни общества.

Сельская школа занимает особое место, воспринимается не только как учреждение, дающее детям образовательную подготовку - она исторически является основным селообразующим, селосохраняющим и селоразвивающим фактором, выступает как важнейшее условие жизнеобеспечения села, прочности сельской семьи.

Социальные условия функционирования сельской школы: слаборазвитая социальная инфраструктура, изолированность, отдалённость, потребность своевременно реагировать на постоянно возникающие социальные проблемы детей- обусловили необходимость выполнения школой многочисленных социально-педагогических функций, главной из которых является, создание культурно-образовательной среды в условиях сельской школы, способной обеспечить эффективность образовательного процесса.

Говоря о культурно-образовательной среде учебного заведения, следует отметить, что это понятие не имеет пока устоявшегося определения. Культурно-образовательную среду часто рассматривают как синоним понятия «культурнообразовательное пространство», понимаемого как совокупность возможностей, представляемых государством в рамках системы непрерывного образования. Понятие «культурно-образовательное пространство» является сложным психолого-педагогическим феноменом. В широком педагогическом смысле – это все то, что окружает учащегося и влияет на воспитание, образование и развитие личности, это совокупность природных, социальных и других факторов и условий, влияющих прямо или косвенно, мгновенно или долговременно на жизнь и деятельность школьников. Культурно-образовательная среда – это часть культурно-образовательного пространства, инфраструктура, ориентированная на организацию успешной жизнедеятельности учащихся, задающая гибкую динамику их познавательной деятельности и преобразующая интеллектуальную активность в личностную культуру. Она представляет собой совокупность условий и влияний школьного и внешкольного окружения на воспитание, обучение и развитие школьников. В таких условиях создается общая культура учебного заведения, которая интегрирует все образовательные блоки, обеспечивает учащихся необходимым запасом знаний, способами творческой деятельности, духовным развитием и стимулирует потребность в саморазвитии. Такая инфраструктура находит свое отражение в продуктах школьного труда, в воспитанности и должной обученности учеников, в сотрудничестве их с педагогами, в соответствующем микроклимате в учебном заведении. В ней главной ценностью образовательного процесса выступают и личность ученика, и личность педагога, а также их взаимное стремление к всестороннему и гармоническому развитию. Однако не только культурно-образовательная среда воздействует на личность школьника, но и личность оказывает воздействие на культурно-образовательную среду

В сельском социуме именно школа является единственным образовательным учреждением и занимает ведущее место в сфере социального развития населения. Дети - будущее нашего общества. Если мы хотим вырастить достойных граждан, патриотов Отечества, людей толерантных, любящих, мы должны воспитать в наших детях духовно-нравственный стержень. Сегодня как никогда ясно, что без духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперед. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины. Создание модели воспитательного пространства внесёт достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся, поможет воспитать в наших детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи и Родины. Повысит долю детей знающих традиции народов, проживающих на территории нашего села, района, государства. Ребенок, подросток, который будет знать историю своего села, города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Он просто будет знать им цену. В процессе обучения ребенок воспринимает теоретические знания, но не всегда может их применить в жизни. Интерес детей, их осознанное отношение, умение ценить, уважать окружающих можно формировать при условии организации такой деятельности, при которой ребенок сам будет желать дальше и глубже познавать тайны своего края, своего села, народов живущих рядом. Организация такой деятельности должна быть связана с интересами и увлечениями детей, современными компьютерными и цифровыми технологиями, а также желанием попробовать себя в новой деятельности: гида – экскурсовода, проектировщика, разработчика туристских маршрутов, фоторепортера, оператора, художника, эколога – исследователя. Участие школьников в жизни школы, села становится достоянием общественности. Воспитательная работа в сельском образовательном учреждении должна быть хорошо продумана, последовательна и тщательно спланирована.

В нашей школе с устоявшимися традициями, богатым опытом педагогической деятельности, перед педколлективом встаёт задача наполнить культурно-образовательное пространство таким содержанием, которое помогло бы детям избежать духовного и нравственного оскуднения, не потерять то лучшее, что есть в арсенале сельской школы, подготовить ученика к жизни в обществе, развить его творческий потенциал как личностное качество и не потерять культурную связь с сельским социумом, оказывая при этом позитивное влияние.

Учебно-развивающая среда в нашей школе представлена предметными неделями, факультативами различной направленности, предпрофильными курсами, работой с одарёнными детьми, использованием в учебно-воспитательном процессе инновационных технологий

В часы школьного компонента мы направляем на введение факультативов, элективных курсов и на углублённое изучение предметов инварианта, что способствует личностному развитию детей и повышению качества образования в школе.

На протяжении многих лет, в нашей школе функционирует Научное общество учащихся «Шаг в науку», в работу которого вовлечены учащиеся с 1 по 11 классы. Навыки проектно - исследовательской деятельности, полученные школьниками, позволяют добиваться высоких результатов на Муниципальном, региональном и всероссийском уровнях.

Одним из направлений работы школы в соответствии с президентской инициативой «Наша новая школа» является создание условий для сопровождения и развития одарённых детей.

Новая культурно – образовательная среда не может функционировать, если педагоги не воспринимает нововведения. С этой целью используем очные и дистанционные формы обучения повышению уровня профессионального мастерства педагогов школы на базе Белгородского института переподготовки и повышения квалификации работников образования.

Расширению культурно-образовательного пространства способствует система дополнительного образования как на базе школы, так и за её пределами через сотрудничество с Детской школой искусств и Домом культуры села Великомихайловка.

Дополнительное образование в школе организуется по 7 направлениям. Основными из них являются: физкультурно-оздоровительное, техническое, художественно-эстетическое.

Спортивно-​оздоровительное направление является одним из приоритетных в работе школы. Оно ориентировано на физическое совершенствование ребенка, приобщение его к здоровому образу жизни, воспитание спортивного потенциала нации. На базе школы работают спортивные секции: волейбольная, футбольная. В течение нескольких лет мы активно сотрудничаем со спортивной школой города Новый Оскол. Результативностью данного сотрудничества можно считать достижения учащихся в Муниципальных, зональных и региональных соревнованиях.

Для развития технического направления является развитие конструктивного мышления учащихся, популяризация и пропаганда компьютерных знаний. В школе имеется Кванториум, два класса информатики, оснащенные современным оборудованием.

Реализации художественно-эстетического направления способствует сотрудничество с Детской школой искусств , в которой занимаются более 60% учащихся. Целью сотрудничества является воспитание художественного вкуса детей, формирование потребности в эстетическом саморазвитии.

Сельская школа, являясь духовным, интеллектуальным, культурным центром села, она расширяет своё образовательное пространство через активное взаимодействие с Домом культуры . Проводимые мероприятия («День села», День пожилого человека, День матери и другие) становятся праздниками всех жителей села.

Особую значимость приобретает организация культурно-образовательного пространства школы для детей младшего школьного возраста. Создание культурно-образовательного пространства начальной школы дает возможность действовать на объективные обстоятельства жизни детей в школе и на субъективную основу их личности. Начальная школа — это культурно-социальная плацента для каждого школьника, где формируется и отрабатывается социальный опыт. В этом пространстве дети учатся воспринимать сложные жизненные явления, у них сглаживаются проявления социальной и материальной стратификации, формируется гуманистическая направленность. Культурно-образовательное пространство школы ограждает младших школьников от асоциальных влияний, формирует навыки духовного противостояния им. Оно является средой для свободного выбора действий, оценок, отношений, обеспечивает им чувство защищенности, что во многом определяется личностью учителя, его образом жизни. В культурно-образовательном пространстве младший школьник осваивает систему ценностей, норм, стереотипов общества, у него складывается система внутренних регуляторов, привычных форм поведения. В нем он не просто адаптируется к жизни, к социальной среде, а является творцом своей жизни, преобразует себя, самореализуется.

Культурно-образовательное пространство учреждения отражает качество школьной среды, помогает по-новому увидеть возможности для осуществления эффективного процесса саморазвития личности ребенка. Педколлектив, формируя это пространство, наполняет его компоненты идеями, методами и формами работы, опытом совместной жизнедеятельности.

Если на селе есть школа, если она наполнена творческими идеями, традициями, то будущее у села есть! Существует простая закономерность: чем выше уровень культурно-образовательное пространства - тем богаче духовный мир личности, сформировавшейся в ней, тем больше возможностей у нее как члена общества участвовать в процессе его культурного развития.

2. Белозерцев, Е. П. (2008). Культурно-образовательная среда — миф или реальность, традиция или инновация. Гуманитарий: научно-публицистический альманах, 7, 182–189.

Божович

, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л. И.

Божович

. – М.: Просвещение, 2008. – 400 с.

Семенов, В. Д. Взаимодействие школы и социальной среды / В. Д. Семенов. – М.: Педагогика, 1986. – C. 12-13.

Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: в 2 т. Т. 1 / С. Л. Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1989. – 488 с.

Фельдштейн

, Д.И. Социальное развитие в пространстве-времени детства / Д. И.

Фельдштейн

. – М.: Изд. «Флинт», 1997. – 86 с.

Цирульников

, A.M. Вариативная организация и развитие сельской школы / А. М

Цирульников

. – М.: Пеленг, 1992. – 114 с.