Педагогический проект
«Формирование метапредметных результатов школьников через использование проектной технологии на уроках литературного чтения»
Краткая аннотация проекта
Педагогический проект посвящен формированию метапредметных результатов школьников с помощью проектной технологии на уроках литературного чтения.
Основные разделы данной работы посвящены формулировке проблемы, объекта и предмета педагогического исследования, постановке его цели и задач, определению актуальности, научности, новизны и практической значимости проекта, а также рассмотрению вопроса о развитии и раскрытии интеллектуального потенциала обучающихся. Основная часть работы посвящена описанию методов и средств реализации педагогического опыта.
В педагогическом проекте доминирующим является метод исследовательского подхода к обучению с опорой на непосредственный опыт обучающихся, его расширение в ходе поисковой, исследовательской деятельности, форма представления результата – презентация.
В заключении содержатся результаты образовательной деятельности по заявленной теме. Показателями эффективности использования проектной технологии являются стабильные результаты освоения обучающимися образовательных программ и показатели динамики их достижений с учётом участия обучающихся в конкурсах, интеллектуальных соревнованиях.
Данная работа содержит список информационных источников, использованных в работе.
Обоснование необходимости проекта
Современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу подготовки человека думающего, выпускника, способного активно участвовать в созидательной жизнедеятельности, проявлять инициативу, независимость и ответственность. В решении этой задачи важнейшую роль играет художественная литература. Обучение чтению является неотъемлемой частью общего образования человека. Именно чтение представляет собой важнейший способ освоения и поддержания любого жизненно важного знания (в том числе и профессионального), ценностей и норм прошлого и настоящего, всего того, что составляет основу многонациональной и многослойной российской культуры, от которой зависят и экономика, и политика, и национальная безопасность, и конкурентоспособность страны. Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.
Педагогической наукой доказано, что отношение человека к книге формируется в первые десять лет жизни. Именно тогда решается вопрос, будет ли отношение читателя к книге активным или умеренно пассивным. В дошкольном образовании общение с книгой задает взрослый воспитатель, пользуясь методом чтения-рассматривания книги и активного слушания. Начальная школа, как следующая ступень общего образования, призвана внести существенный вклад в процесс формирования основ читательской самостоятельности младшего школьника, так как именно в этот период происходит становление ученика – читателя [10, с.56].
Стандарты второго поколения предъявляют новые требования к результатам обучения, основным образовательным программам, условиям образовательного процесса, где должны быть изменены способы деятельности учителя и обучающегося. Поэтому появилась острая необходимость в разработке и внедрению опыта по формированию читательской компетенции как основу составляющей ключевых компетенций, а также широкому внедрению методов построения оптимальной структуры учебной информации, ее коммуникационных составляющих и методам ее измерения.
Русский методист Тихомиров Д.И. утверждал, что буквально с первых школьных шагов обучения надо «приучать ученика проникать в сущность читаемого, приучать читать и мыслить, читать и чувствовать, а через это и развивать свои духовные способности и обогащать мысль и чувство образовательным содержанием».
Необходимо как можно раньше приобщать ребёнка к книге. Поэтому нам необходимо вернуть детей к книге как к первоисточнику знаний.
Для этого необходимо продумать систему работы по приобщению детей к искусству слова, путём формирования читательской самостоятельности, формирования в семьях учащихся такого вида проведения досуга, как совместное чтение, комплектование домашней библиотеки, посещение городской библиотеки и мероприятий, посвящённых литературному календарю, посещение театров, просмотра телепередач. Вследствие этого формируется не только личность, владеющая современными техническими информационными носителями, но и классическая интеллигентная образованная личность, для которой книга – «источник знаний», источник вдохновения.
Согласно Федеральному Государственному Образовательному Стандарту НОО, в первом классе начинают закладываться основы будущей читательской деятельности ребёнка, начинается процесс формирования читательских компетенций.
Читательская компетентность учащихся начальной школы – это сформированная у детей способность к целенаправленному индивидуальному осмыслению книг до чтения, по мере чтения и после прочтения книги.
Основу читательской компетентности составляют ценностно-смысловая и коммуникативная и познавательная компетентности. Процесс формирование читательской компетентности, приобщения учащихся к чтению, воспитание квалифицированного читателя – это двусторонний процесс.
С одной стороны, целенаправленная педагогическая деятельность, с другой - внутренний процесс приобщения школьника к чтению, формирующий стойкую потребность в регулярном чтении. Работа по формированию читательских компетенций развивает творческую активность детей, создавая предпосылки для исследовательской деятельности, повышает самооценку ученика и уверенность его в собственных силах.
Организация проектной деятельности даёт возможность формировать читающего ученика, который владеет необходимым уровнем читательских компетенций.
Актуальность данного проекта объясняется направленностью его на решение проблемы формирования у обучающихся начальной школы знаний, умений, навыков и способов деятельности, определяющих читательскую компетентность как одну из ключевых, которая составляет основу умения учиться.
Актуальность педагогического проекта определяется возможностью его интегрирования в целостный образовательный процесс, в ходе которого наряду овладением обучающимися системными базовыми знаниями и читательскими компетенциями происходит многостороннее развитие растущей личности.
Актуальность педагогического проекта состоит в том, что он является составной частью «Программы развития школы», реализуемый в образовательном учреждении.
Данный опыт по формированию читательской компетенции реализуется по следующим направлениям:
1. Формирование навыка чтения: умение читать вслух и про себя, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое).
2.Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие: знание изученных произведений, представление о литературоведческих понятиях их использование и понимание; знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебных хрестоматиях для каждого класса. Используемые приёмы: ведение читательских дневников, тетрадей по чтению, изготовление собственных обложек к произведениям авторов, книжек - малышек, проведение конференций, литературных викторин и праздников, инсценировка произведений.
3. Умения работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги. В работе по данному направлению использую опорные таблицы "Жанры", "Темы", обучающиеся моего класса постоянно работают со справочной литературой, словарями, являются частыми посетителями школьной и городской детской библиотеки.
4. Навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне). В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом. Главным считаю применение проектной технологии для формирования типа правильной читательской деятельности.
Цели и задачи проекта
Цель проекта: изучение и практическое применение в педагогической деятельности проектной технологии как средства формирования метапредметных результатов школьников.
Для реализации цели и проверки гипотезы исследования необходимо было решить ряд задач:
1.изучить методическую и соответствующую литературу;
2.разработать авторский модуль применения проектной технологии на уроках литературного чтения для формирования метапредметных результатов школьников;
3.разработать методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках литературного чтения и во внеурочное время;
4. создать электронный банк ученических проектных работ по литературному чтению;
5.провести мониторинг исследования.
Для достижения поставленных целей мной использовались следующие методы исследования: изучение учебно-методической и психолого-педагогической литературы, анализ нормативных документов об образовании; анализ учебников и школьной программы по литературному чтению, наблюдение за учащимися, ежедневная рефлексия и опрос обучающихся, анкетирование участников образовательного процесса: учеников и их родителей.
Предлагаемый проект позволяет:
осуществить компетентностный
подход к
работе с текстом при обучении чтению
,
что позволяет сделать учение осмысленным, обеспечивающим ученику з
начимость решения учебных задач;
выстроить
субъект-субъектные отношения
между уча
щимися и педагогом, что активизирует активную деятельность и
повышает
уровень учебно-познавательной деятельности учащихся;
обеспечить достижение уча
щимися высоких результатов в дистанционных конкурсах, олимпиадах по литературе различного уровня;
способствовать формированию творческой, активной, толерантной личности, способной самостоятельно приобретать и интегрировать знания из различных областей и применять их для решения практических задач.
Реализация педагогического проекта направлена на результаты:
формирование метапредметных результатов школьников
д
остижение высокого уровня самостоятельной
творческой активности учащихся;
м
обилизация интеллектуальных ресурсов личности обучаемого с целью повышения эффективности обучения
;
п
овышения
интересов учащихся к чтению
и учебному процессу в целом.
Для достижения результата мною были использованы следующие приемы:
п
ереход от определения цели школьного обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формирование умения учиться как компетенции, обеспечивающей
овладение новыми компетенциями;
п
ереход от «изолированного» изучения учащимися системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета,
к включению содержания обучения в контекст р
ешения значимых жизненных задач;
переход от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации и планомерного формирования.
Основное содержание проекта
Главная цель школьного обучения - формирование личности ученика. Чтение как учебный предмет имеет в своем расположении такое сильное средство воздействия на личность, как книга. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания и применять их в разнообразной деятельности. И неслучайно умение работать с информацией включено в пять ключевых компетенций образованного человека, выделенных ЮНЕСКО.
Уметь читать в широком смысле этого слова - значит «… извлечь из мертвой буквы живой смысл, - говорил великий педагог К. Д. Ушинский,- Читать- это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное- вот в чем главное»
Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Курс литературного чтения призван продолжить обучение детей чтению, ввести в мир художественной литературы и помочь осмыслять образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности. Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.
Ориентация на новые цели образования – компетенции – требует не только изменения содержания изучаемых предметов, но и методов и форм организации образовательного процесса. Хорошо известно, что развитие человека происходит в процессе деятельности и отношений, поэтому перспективным компетентностное обучение является еще и потому, что при таком подходе учебная деятельность приобретает исследовательский характер. Чтобы обеспечить развитие учащихся, организовала их участие в разнообразных видах деятельности, в том числе и проектной.
Объект исследования: уроки литературного чтения – образовательный процесс. Предмет исследования: методика организации проектной деятельности младших школьников.
Гипотеза: предположим, что использование метода проектов на уроках литературного чтения способствует формированию метапредметных результатов у младших школьников.
Продукт педагогического опыта – образовательный модуль
«Проектно - исследовательская деятельность младших школьников на уроках литературного чтения»:
1.Методическая копилка «Организация проектной деятельности на уроках литературного чтения».
2.Методические рекомендации учащимся и их родителям по организации проектной деятельности.
3.Разработки уроков литературного чтения с применением метода проектов.
4.Вопросы и результаты анкетирования детей и родителей на тему «Читательские пристрастия моей семьи».
5.Карты читательских интересов детей.
6.Мониторинг по формированию читательских компетенций обучающихся.
Собственная педагогическая практика, результаты формирования читательской компетентности младших школьников позволяют говорить о том, что компетентный ученик-читатель - это человек, обладающий интеллектуальной культурой, личность, сформировавшая в себе следующие качества:
стремление к преобразованию себя в интеллектуальной деятельности путем чтения художественных произведений;
владение продуктивными способами и качественным навыком чтения;
знание программных читательских умений в работе с текстом;
владение читательской самостоятельностью в работе с книгой;
полноценное восприятие художественных произведений и освоение научно-познавательных текстов;
наличие читательского кругозора, то есть литературоведческих представлений о произведениях, авторах, темах и жанрах детского чтения.
Инновационность педагогического проекта состоит в том, что он реализован через авторский образовательный модуль.
Новизна проекта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, использовании педагогических инноваций в процессе обучения литературному чтению, творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учетом педагогической дидактики (например, изменение традиционной структуры урока), возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся.
Позитивные эффекты реализации опыта.
Практическая значимость проекта:
способствует повышению уровня мотивации учения и эффективност
и учебной
деятельности учащихся моего класса
;
оптимизирует
форм
ы и способы
представления учебного материала
;
расширяет
представления учителей начальных классов о методах
и приемах работы на уроках литературного чтения
;
способствует повышению уровня читательских компетенций учеников моего класса.
Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Помимо традиционной системы обучения, существует несколько альтернативных. Активно начинают использоваться и различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, разноуровневое обучение, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, внедряется проектная деятельность. Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает проектная деятельность.
Проектная деятельность позволяет связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое. Для проведения работы над проектом использую следующее учебное время:
все время урока;
часть урока по основным учебным предметам;
любое время, отводимое для внеурочной деятельности школьников.
Данная технология позволяет ученикам моего класса иметь возможность выступать в различных коммуникативных ролях и являться субъектом собственной коммуникативной стратегии, что способствует развитию общих компетенций.
Каждый учащийся класса ставит для себя цель, планирует свою деятельность и отслеживает результат, участвует в создании исследовательских проектов, приобретая навыки проектной компетентности. Находя нужную информацию, обрабатывая и используя ее для решения поставленных задач, он развивает информационную компетентность. Ученик работает в группе, взаимодействуя с другими учениками, анализируя и корректируя свою деятельность, принимает различные социальные роли. Это способствует развитию социальной и рефлексивной компетентностей.
Учебная программа, которая последовательно применяет проектный метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) решаем несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью и программным содержанием задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Цель внедрения проектного метода:
Создание условий для личного роста школьников, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации учащихся.
создание условий для формирования и приобретения исследовательских умений учащихся, выработке самостоятельности и инициативы, способствующих развитию творческих способностей, формирование активной жизненной позиции;
воспитание духовно- нравственных качеств обучающихся.
Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом, ощутимым и применимым в реальной практической деятельности. Суть метода проектов – стимулировать интерес школьников к определенным проблемам, предполагающим владение некоторой суммой знаний, и через проектную деятельность, предусматривающую решение одной или целого ряда проблем, показать практическое применение полученных знаний. [9, 66].
В зависимости направленности проекта выделяются следующие этапы работы над проектом младших школьников:
Мотивационный этап или Погружение в проект.
Планирующий или проектировочный (информационно-операционный, информационно-поисковый, информационно-исследовательский)
Практический или моделирующий.
Контрольно - коррекционный (Самооценка и координация готовности к защите проекта и)
Защита проекта или презентация.
Рефлексивно - оценочный или заключительный, итоговый.
Стадии работы над проектом - это — это «пять П»:
Проблема - Проектирование (планирование) - Поиск информации - Продукт - Презентация. Шестое «П» проекта - его Портфолио, - папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, черновики, планы, отчеты, результаты исследований и анализа, схемы, рисунки, фотографии, электронный вариант учебного проекта для презентации.
Прогнозируемые результаты. Проектная деятельность младших школьников, будучи одной из основных структурных единиц процесса обучения, способствует:
обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;
развитию познавательных и творческих способностей, активности и организованности, и самостоятельности и целеустремленности учащихся;
формированию духовно-нравственных ценностей;
адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;
формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.
В рамках реализации данного педагогического проекта используются различные типы проектов в зависимости от доминирующего метода: исследовательские, творческие, практико-ориентируемые, информационные, игровые, учебные.
Все проекты подразделяются по способу реализации
проект, реализуемый в системе уроков в течение всего учебного года;
проект, реализуемый в системе уроков в течение изучения одной монографической темы;
проект, реализуемый в течение одного урока;
проект, реализуемый на одном из этапов урока.
Например, указанные проекты выглядят так
Проект, реализуемый в течение изучения монографической темы
2.Проект, реализуемый на одном из этапов урока:
На этапе актуализации:
презентация информационного проекта;
виртуальная экскурсия.
На этапе формирования новых знаний, умений:
работа со справочной литературой;
ассоциациативные ряды.
Проект, реализуемый в течение од
ного урока: Формы урока-проекта.
Организацию урока-проекта подразделяю на следующие этапы:
1 этап – организационный;
2 этап – исследовательский;
3 этап – практический или моделирующий;
4 этап – творческий;
5 этап – презентация проекта;
6 этап – рефлексия.
В рамках реализации проекта разработала следующую систему по проектированию на уроках и во внеурочное время:
Модель формирования читательской компетентности через проектную
деятельность учащихся.
Виды уроков литературного чтения:
Уроки-исследования текста.
Уроки-игры, путешествия.
Интегрированные уроки.
Внеклассные мероприятия и конкурсные программы. (Литературные викторины, конкурсы, праздники).
Уроки-проекты.
Обобщающие уроки.
Этапы работы над проектом
По мнению Н.В. Матяш проектная деятельность является интегративным видом деятельности, синтезирующим в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, учебной, коммуникативной, а главное творческой деятельности. Проектная деятельность школьников тесно связана с проблемой творчества, является творческой, по сути. На основании этого, Н.В. Матяш утверждает, что творческая проектная деятельность школьников - это деятельность по созданию изделий и услуг, обладающих объективной или субъективной новизной, имеющих личностную или общественную значимость [5;153]. К важным факторам проектной деятельности относятся:
Формирование метапредметных результатов младших школьников
повышение мотивации учащихся;
развитие творческих способностей;
формирование чувства ответственности;
создание условий для отношений сотрудничества между учителем и учащимся.
Принципы организации проектной деятельности:
проект должен быть посильным для выполнения;
создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку и т.д.);
вести подготовку учащихся к выполнению проектов (проведение специальной ориентации для того, чтобы у учащихся было время для выбора темы проекта, на этом этапе можно привлекать учащихся имеющих опыт проектной деятельности);
обеспечить руководство проектом со стороны педагогов — обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений — рефлексия. Дневник должен помочь младшему школьнику при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта.
в том случае, если проект групповой каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку.
обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.
Читательская компетентность определяется
владением техникой чтения,
приемами понимания прочитанного и прослушанного произведения,
знанием книг и умением их самостоятельно выбирать,
сформированностью духовной потребности в книге как средстве познания мира и самопознания
От достижения этой цели зависит успешность обучения школьника, как в начальной, так и в основной школе. Отсюда вытекает существенный вклад уроков литературного чтения в формирование общих (универсальных) умений, навыков, способов деятельности. Универсальные учебные действия (УУД) обеспечивают способность учащегося к саморазвитию и самосовершенствованию посредством сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Это умение учиться развиваться. Различают следующие виды УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Личностные УУД
Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
Регулятивные УУД
Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
Составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД
Ориентироваться в учебнике;
Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Преобразовывать информацию из одной формы в другую;
Подробно пересказывать небольшие тексты.
Коммуникативные УУД:
Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
Слушать и понимать речь других;
Выразительно читать и пересказывать текст;
Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.
В заключение можно отметить, что работы, выполненные нашими учащимися, не только ценны сами по себе. Они воспитывают ответственное отношение к людям и окружающей среде, к своему здоровью, образованию, кругу общения, учат самостоятельно исследовать выбранные ими темы, работать с источниками информации.
Проектная технология развивает различные виды деятельности, дает возможность ученику представить себя и результаты своих исследований, овладеть способами совместной деятельности группе (групповой проект), учится приемам действий в ситуациях общения, поиска и нахождения информации. Это дает возможность повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся в их познавательной мотивированности, способствует социализации школьников.
Ресурсы
Целевая установка
Целевой аудиторией настоящего педагогического опыта являются обучающиеся младшего школьного возраста, педагогические работники школы (учителя начальной школы, классные руководители, воспитатели), родители (законные представители).
Ожидаемые результаты и социальный
эффект
Результат – это достижение целей. Результаты проектной деятельности учащихся носят предметный, деятельностный, личностный, коммуникативный характер.
Основные результаты, достижение которых предполагается проектом:
обеспечение качес
тва знаний учащихся не ниже – 68
%, успеваемости – 100%;
успешное участие обучающихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня;
формирование читательских компетенций
;
рост личностных качес
тв и общих компетенций учащихся.
формирование метапредметных образовательных результатов младших школьников
Перспектива дальнейшего развития проекта
Перспектива дальнейшего развития проекта очевидна.
В перспективе актуальной представляется работа по следующим направлениям:
дальнейшая разработка дидактического обеспечения уроков
литературного чтения
электронными цифро
выми образовательными ресурсами;
систематизация проектных работ учащихся и создание электронного портфолио проектных работ.
Список литературы
1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 2009
2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2010.
3. Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. Начальная школа. № 6. 2010.
4. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2009, № 9, с.177-180.
5. Воскобойникова Е.А. Проектные работы первоклассников в период обучения грамоте. Начальная школа №12. 2011.
6. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 2009, № 6, с.34-47.
7. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников // Начальная школа. 2011. № 9.
8. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач. школа. – 2011. - №2.
9. Ляхова Л.В. Организация научно – исследовательской деятельности учащихся. Начальная школа.№7. 2009.
10. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы. Начальная школа. №1 . 2010.
11. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников: Книга для учителя начальных классов. – М.: Вентана-Граф, 2009.
12. Новикова Т.Д. Проектные технологии на уроках и во внеучебной деятельности. Народное образование. 2010, № 8-9, с.151-157.