Использование методов коммуникативного тренинга на уроках английского языка в средней школе
В настоящей статье представлен опыт применения технологии коммуникативного тренинга на уроках английского языка в средней школе. Актуальность данного исследования обусловлена внедрением новых ФГОС, направленных на рост познавательной и коммуникативной активности учащихся. Проблемно-диалогическая структура урока дает широкие возможности использования активных форм обучения на уроках иностранного языка, в том числе методов коммуникативного тренинга. Коммуникативный тренинг является основным методом совершенствования коммуникативной компетентности и представляет собой активную групповую форму обучения [1, c.5].
На уроках английского языка могут быть активно использованы такие методы коммуникативного тренинга как фасилитация, модерация, разминка, ролевая игра, групповая дискуссия, мозговой штурм, социометрия и др. Фасилитация применяется для структурированного и интенсивного сбора мнений учеников по определенному вопросу [2, c.68]. Алгоритм фасилитации: 1) описать проблемную ситуацию; 2) задать ученикам открытый вопрос; 3) собирать мнения учеников; 4) обобщить сказанное и логично перейти к новой теме. Продемонстрирую работу данного метода на следующем примере: УМК Spotlight 8 класс, Student’s Book Module 5 b, стр. 76. Тема: Global issues. Учитель показывает слайд, на котором представлена диаграмма с обозначением 15 глобальных проблем человечества: - Look at the blackboard. You see a diagram with 15 key global challenges, represented by The Millennium Project [web-site:http://www.millennium-project.org/millennium/challeng.html]. What challenges are the most pressing and acute? Ученики высказывают свое мнение о самых острых и актуальных проблемах человечества. Учитель фиксирует ответы, вписывая их круговую диаграмму. Путем голосования ученики выбирают три самых главных проблемы. Учитель обобщает сказанное учениками и спрашивает «Would you like to discuss ways to resolve these challenges”, получая положительный ответ, переходит к работе с текстом.
Отдельно следует отметить эффективность использования на уроке разминки (или психогимнастики) - это непродолжительное упражнение позволяет повысить внимание учащихся, снять напряжение, утомление, усилить групповую сплоченность, пробудить творческую активность. [2, c.74]. На уроках успешно использую такие психогимнастики как 1)“Swap places” («Поменяйтесь местами») [3, с.12]. Учащиеся сидят на стульях, расставленных по кругу. Учитель дает следующую инструкцию: “I’m an announcer, I’m giving you a task, for example: Please, swap places who has blue eyes. Students, having blue eyes must change place, who doesn’t catch new place, will be an announcer and will give an assignment to participants”. Ведущий может называть действия или предметы, которые есть у некоторых (например, черные туфли, светлые волосы, очки, «кто чистил зубы», «кто завтракал»). 2) “Four elements” («Четыре стихии»). Учитель бросает мяч любому из учащихся и называет одну из четырех стихий (Earth, Water, Air, Fire). Задача учащегося назвать животное, которое обитает в этой стихии, например: Earth – name of animal or insect; Water: name of fish or sea animal; Air: name of bird or insect. Fire: you must clap twice.
Таким образом, использование методов коммуникативного тренинга позволяет развивать различные умения иноязычного общения, стимулировать учебно-познавательные и коммуникативных, потребностей учащихся, а также обучаться эффективным техниками общения.
1. Жуков Ю.М. Коммуникативный тренинг. - М.:Гардарики, 2004. - 223 с.
2. Моисеев А.А., Завьялова Ж.В. Работа с возражениями и сопротивлениями. - Спб.: «Речь», 2005. - 96с.,
3. Чуричков А.Л., Снегирев В.В. Копилка для тренера: Сборник разминок, необходимых в любом тренинге. – Спб.:«Речь», 2006. -208с.