Скороговорки как средство развития речи.

Васильева Анисия Михайловна – учитель начальных классов

МБОУ «Антоновская СОШ им. Н.Н.Чусовского»,

с. Антоновка, Нюрбинский район, Республика Саха (Якутия).

«Постигайте новое, лелея старое»

Скороговорка - это наивный по содержанию, несложный, даже примитивный текст, который построен на запутанных и трудных слогосочетаниях и словосочетаниях. Скорее их можно назвать трудноговорками.

Скороговорки играют немаловажную роль в развитии культуры устной речи, в соблюдении орфоэпических норм современного русского языка учащимися общеобразовательных школ.

Скороговорки рекомендуются как отдельный этап речевой гимнастики в начале урока, также как закрепляющий материал при прохождении грамматических тем по фонетике, орфоэпии, орфографии.

Устная русская речь сильно подвергается влиянию фонетических особенностей якутского языка. Особенно это заметно при произношении согласных звуков [В], [Ф], [Ш], [Ж], [Щ], [Ц], [З], которых нет в якутском языке: [п]окус, [с]ыплёнок, бре[м]но. В потоке русской речи сказывается также отсутствие в якутском говоре оглушения, озвончения. Орфоэпические ошибки наблюдаются при произношении мягких согласных: чита[тʼ], поня[тʼ], занима[т’с’а]. Затруднения испытываются при произношении сочетания согласных звуков: в[и]ремя. Фонетика якутского языка заметно влияет на произношение гласных звуков: искусственное растягивание без учёта редуцирования. Сейчас у многих детей нарушено звукопроизношение. Недостатки речи могут помешать детям быть успешными в обучении. Скороговорки помогают правильно и чисто проговаривать труднопроизносимые стихи и фразы, знакомят с богатством русского языка. Употребление скороговорок детьми развивает у них чувство языка, содействует преодолению косноязычия.

В связи с вышесказанным данная статья может оказать помощь учителям начальных классов в работе по устранению орфоэпических и артикуляционных недостатков, коррекции речевых нарушений в потоке русской речи учащихся национальной школы.

В интернет ресурсах много методического материала, приёмов работы со скороговорками. Также мы можем найти ответы, как грамотно использовать скороговорки на уроке. Методика работы со скороговорками достаточно известна: чтение по слогам, медленное чтение словами, а затем быстрее, ещё быстрее и очень быстро, но правильно. Существует несколько приёмов работы со скороговорками. В данной статье хочу поделиться с приёмами работы, которые, на мой взгляд, более эффективны и работают.

Проверка умения слышать звуки и помнить написание букв. Учитель медленно читает скороговорку. Учащимся выделяют какой звук повторяется чаще всего и записать букву (заглавную и строчную).

Например: Жук жужжит и встать не может, ждёт он, кто ему поможет.

2. «Три круга».

Чтобы добиться наилучшего эффекта, тренировать произнесение скороговорок следует поэтапно. Скороговорку сначала читают шёпотом, хорошо проговаривая все звуки, четко и медленно. Затем читают одними губами (без звука). Следующий этап – читать громко.

3.Чтение скороговорки с паузами.

Здесь с первых дней обучения можно использовать условные обозначения пауз в тексте: короткая пауза (/) и длительная пауза (//).

Обучающимся предлагается прочитать предложенную скороговорку с расставленными паузами , произнося звуки четко, не искажая окончаний:

Например: От / топота / копыт / пыль / по / полю / летит.

Упражнения такого вида можно применять, используя не только скороговорки, но различные виды текстов и отдельные предложения.

4.Чтение скороговорок в заданном темпе.

Суть данного задания заключается в том, что учитель задает темп чтения ученикам.

Например : У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Ученикам сначала предлагается прочитать медленно с соблюдением пауз, затем быстро с паузами, и в заключение быстро, без пауз.

5. Учитель пишет на доске скороговорку при этом цветом выделяет буквы, которые обозначают звуки, над которыми предстоит работа.

Например: Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

6. Быстрое, четкое и безошибочное чтение заданного текста.

Представленное упражнение является закрепляющим этапом работы над совершенствованием дикции. Оно позволяет оценить, насколько обучающийся может правильно произносить каждый звук в слове и выявить уровень развития фонематического слуха. Ребенку предлагается прочитать быстро, четко и без ошибок предложенные скороговорки:

Например:

а) Чиж,чиж, ты чей?

Чей,чей-чиж,чиж!

б) Варя варила.

Вареники разварила.

Поварешку уронила.

Рекомендации для работы со скороговорками:

- начинайте работу от простых, коротких скороговорок;

-подбирайте скороговорки интересные для детей, динамичные, ритмичные, с интересным сюжетом;

-начинать работу надо с одной скороговорки и на каждом уроке добавлять новую. Если скороговорка состоит из нескольких строк, для отработки чёткого произношения предлагается только одна новая строка. При этом на следующем уроке обязательно повторяется предыдущая строка.

- работу со скороговорками эффективней проводить в начале урока как речевую гимнастику как на уроке чтения, так русского языка.

Какую пользу несут скороговорки? Они

- тренируют речевой аппарат;

- развивают фонематическую и артикуляционную память;

- обогощают словарный запас;

- ставят речевое дыхание;

- помогают сделать речь интонационно грамотной;

- подготавливают к формированию письменной речи.

Скороговорки считаются эффективным методом избавления от косноязычия, дефектов речи, способствуют развитию правильной речи. Также являются прекрасным упражнением для развития дикции и других голосовых навыков. Целенаправленная, последовательная и систематическая работа над скороговорками, могла бы оказаться эффективной для формирования речевых умений, чистоты и правильности речи, развития голосового аппарата, слухового внимания, фонематического слуха, обогащения словарного запаса. Многократное повторение звуков помогают тому, чтобы речь школьника стала чистой и ясной. Так как в процессе этой работы развивается речь, память и мышление, детям становится легче усваивать учебный материал, высказывать свои мысли, общаться со сверстниками и взрослыми.