ВОСПИТАНИЕ БУДУЩЕГО ЧИТАТЕЛЯ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ В РАННЕМ И МЛАДШЕМ ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ А.М.Егорова ГБДОУ №8 Пушкинского района Санкт-Петербург Приобщение ребенка к книге позволяет заложить базовую основу его общей культуры и потому рассматривается нами как одна из основных задач художественно-эстетического и нравственного воспитания дошкольников. Результаты исследований в данной области подтверждают, что художественная литература оказывает также влияние на социальное, речевое, художественное и эмоциональное развитие дошкольников. Именно поэтому, для нас особый интерес представляет изучение вопросов, связанных с организацией взаимодействия с детьми на этапах раннего развития ребенка при поступлении в детский сад, и использованием потенциала художественной литературы в решении стоящих перед нами задач. Работая с детьми раннего возраста, мы предположили, что с помощью средств художественной выразительности можно помочь детям адаптироваться к условиям дошкольного образовательного учреждения, одновременно делая первые шаги в воспитании их как будущих читателей. Основываясь на уже имеющихся результатах исследований в данной области, мы полагали, что участие родителей в нашей совместной деятельности может быть одним из условий успеха в решении общих задач. Проведя первичную диагностику, мы обнаружили, что уровень развития речи детей частично соответствует возрасту. Это проявлялось в том, что дети затруднялись в использовании форм вежливого речевого общения, многие дети слова заменяли жестами, треть детей реагировала только на индивидуальные обращения к ним и не слышали, когда воспитатели обращались ко всем, словарный запас был ограничен, некоторые дети не знали наизусть ни одного стихотворения. Анализ различных источников свидетельствует, что, к сожалению, это общая тенденция. Пытаясь установить причину, нами было проведено анкетирование родителей, которое показало, что родители мало беседуют со своими детьми, в большей степени сводят взаимодействие к обслуживанию детей, не находя свободного времени для чтения литературы. Также нами были получены сведения о том, что большая часть родителей затруднялась ответить, что положено в основу отбора литературы для чтения детям раннего возраста. Мы выявили, что родители выбирают такие литературные произведения, которые не соответствуют возрасту детей, либо это книги, оставшиеся после старших детей. Отчасти читается та литература, которая привлекает детей из телевидения, переводные книги и даже комиксы. Данный факт подтверждает очевидность, что такой подход не будет способствовать формированию интереса к литературе у малышей, их эмоциональному, речевому развитию. Количественные данные, представленные О.В.Акуловой, о снижении интереса к чтению говорят о том, что наблюдается в современных семьях утеряна традиция чтения, данный факт, по мнению исследователя, усугубляет сложившееся положение и ведет к снижению интеллектуального и нравственного развития людей в целом. Думается, что воспитание будущего читателя средствами художественной выразительности в раннем и младшем возрасте с привлечением родителей к совместной деятельности по формированию интереса к художественным произведениям будет наиболее эффективным. Обработанные результаты диагностики привели нас к выводу о том, что, решая круг задач, обозначенных учеными в рамках образовательной области по приобщению детей к художественной литературе, необходимо проводить целенаправленную работу с детьми и одновременно с родителями как полноправными участниками совместной деятельности в условиях детского сада: - воспитывать у детей интерес к фольклорным, литературным текстам, и приучать внимательно их слушать; - обогащать опыт слушания малышей знаниями и впечатлениями за счет использования разных малых форм фольклора; - учитывать при отборе книг для детей тяготение ребёнка к фольклорным и поэтическим произведениям; - обогащать личный опыт детей знаниями, эмоциями и впечатлениями об окружающем, необходимыми для правильного понимания содержания литературного текста; - поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающую у ребёнка при восприятии книги; - помогать детям мысленно представить, увидеть события и героев произведения (с помощью отбора иллюстраций, опоры на личный опыт детей), учить рассматривать иллюстрации; - обращать внимание детей на простые средства языковой выразительности, на интонационную выразительность рассказчика-взрослого; - поддерживать эмоциональный отклик на литературное произведение; - определить поэтапное включение родителей в эту деятельность, предложив им на подготовительном этапе рекомендации по организации домашнего чтения. Анализ теоретических исследований Л.М.Гурович, О.В.Акуловой, О.Н.Сомковой и других подтверждает, что в дошкольном возрасте необходимо воспитывать интерес и любовь к книге, умение её слушать и понимать, эмоционально откликаться на воображаемые события, ?содействовать? и сопереживать героям, то есть заложить основу литературного развития детей, становления их как будущих читателей именно поэтому, нам близка позиция данных исследователей, рассматривающих литературное развитие дошкольников как процесс качественных изменений в восприятии, интерпретации художественных текстов и способности к отражению литературного опыта в разных видах художественной деятельности. Д.М. Аранская, А.В.Запорожец, Н.С.Карпинская, Д.Б.Эльконин и другие подтверждают, что в дошкольном возрасте активно развивается становление художественного восприятия ребенка от его наивного соучастия до активного сопереживания ребенком героям. Н.А.Короткова в качестве важного условия литературного развития дошкольников рассматривает возможность свободного подбора взрослым текстов произведений, непринужденная форма организации чтения, органичное соединение чтения с другими видами свободной деятельности. При этом остаётся открытым вопрос, какие средства для решения этих задач будут более эффективными в работе с детьми раннего возраста, которые чутки к слову, эмоционально активны, способны сопереживать и находятся в новой социальной роли. Учитывая особенности восприятия детьми этого возраста литературных произведений, а именно необычайную тягу к ритмически организованному складу речи, звучным ритмам и рифмам, выразительной интонации, мы предположили, что средства художественной выразительности могут помочь нам не только в решении задач социального, речевого, творческого развития детей раннего возраста, но и в решении трудностей, возникающих при адаптации детей к условиям детского сада. Нашу работу мы выстроили в определённой последовательности. На подготовительном этапе, отбирая литературные произведения, мы ориентировались на результаты диагностики, требования образовательной программы и индивидуальные особенности развития детей. Учитывая результаты исследований А.Н.Виноградовой и Н.Г.Минераловой, на первый план выходят произведения русского фольклора, в частности песни и потешки.Это обусловлено тем, что через созвучность гласных и согласных, слов, словосочетаний на определённых этапах рассказывания, использование ритмических повторов, специальных образных и выразительных средств происходит ?включение? внимания маленького слушателя. Дети тяготеют прежде всего к ритмам динамическим, мелодике радостной, плясовой. Поэтическая природа детского фольклора гармонично сочетает в себе слово, ритмику, интонацию, музыку и действие, точно соответствует эмоциональным потребностям ребёнка. Усваивая звуковой склад малых форм фольклора, повторяя слова, восклицания, интонации, ребёнок усваивает национальный колорит русской поэзии, её дух, отчего литература становится для него поистине родной. Мы согласны с исследованиями Н.В.Микляевой и Т.С.Мишиной в том, что ребёнок не должен быть пассивным слушателем, поэтому во время чтения надо активизировать их внимание. Следует создавать такие условия, чтобы младшие дошкольники повторяли слова за воспитателями или вместе с ними. Заучивая потешку, мы предлагали детям рассказать её хором, ?все вместе?, сначала тихо, потом громко; медленно или быстро. Повторяя строчки песенки-потешки, дети учатся говорить на образцах художественного слова. Также необходимо отметить, что при рассматривании иллюстраций мы отдавали предпочтение ярким, самобытным и остроумным иллюстрациям Ю.Васнецова. Рассматривание иллюстраций усиливало восприятие литературы, создавало радостное настроение при встрече с песенкой-потешкой. Использование аудиозаписи при прослушивании литературных произведений детьми раннего и младшего возраста, по нашему мнению, неэффективно решает задачи, связанные с воспитанием будущего читателя. Это мы объясняем тем, что выразительное чтение, заинтересованность самого воспитателя и владение им средствами привлечения внимания детей в зависимости от их индивидуальных особенностей, его эмоциональный контакт с детьми повышают степень воздействия художественного слова. Особенно хочется отметить желание малышей к повторным чтениям. Дети ждут повторных чтений, чтобы вновь и с большей силой пережить радостное волнение: их интересует и сюжет, и герои, и образные поэтические слова и выражения, и музыка речи. Повторные чтения тренируют память и развивают речь. На организационном этапе при систематическом использовании средств художественной выразительности во всех режимных моментах мы выявили, что дети эмоционально реагировали на ритм и рифму, обогатился их словарь, появилась образность речи, дети эмоционально откликались на просьбы, обращения, стали более открытыми. Использование динамического ритма потешки позволило нам одновременно решать задачи развития речи и двигательной активности детей раннего возраста. На этом этапе нами были подтверждены наблюдения Л.М. Гурович, что каждая из песенок, подобных ?Ладушкам?, ?Козе?, ?Сороке-белобоке?, - это блестящий мини-спектакль для малыша, в котором он одновременно и слушатель, и зритель, и певец, и танцор, и актёр, и чтец. Это натолкнуло нас на мысль о создании Родительского клуба, в рамках которого получится реализовать и творческие задумки, театрализованные представления. Как отмечает Л.М.Гурович, важнейшая общая характерная черта разнообразных форм детского фольклора заключается в том, что они создают особый вид общения взрослого и ребёнка, во время которого возникает ситуация интимности и тепла. Основываясь на этом, наша образовательная и воспитательная деятельность предусматривала не только слушание ребёнком фольклорных произведений, но и его участие в действии – игре, в общении с исполнителем и персонажем. Мы наблюдали и радовались успехам застенчивых детей при декларировании потешек, когда другие дети поддерживали их аплодисментами. Например, мы придумали игру-развлечение ?Концерт?, где дети садились произвольно или полукругом на коврике, в центр приглашался ребёнок, желающий продекламировать стихотворение или потешку. Учитывая индивидуальные особенности ребёнка, воспитатель побуждал детей активно хлопать в ладоши и радоваться успехам маленького чтеца. По возможности мы старались увлечь всех малышей игрой и побудить их выступить. При знакомстве с потешкой ?Пошёл котик на торжок? мы использовали пушистую игрушку – Котика и муляж пирожка. Дети, повторяя слова потешки, непременно хотели, чтобы Котик поделился пирожком именно с каждым. Таким образом, пирожок переходил от одного ребенка к другому, дети проговаривали уже запомнившиеся слова, ласково поочерёдно называя по имени каждого малыша. Мы видели, что, передавая пирожок, дети становились участниками игры и одной командой. Особые эмоции вызывала игра ?Мыши водят хоровод?. Дети вставали в круг, в центре которого стоит кроватка со ?спящей? игрушкой Котиком. Двигаясь по кругу, малыши проговаривали текст потешки и на словах: ?Вот проснётся Васька-кот, Разобьёт весь хоровод!? - котик ?просыпался? и догонял детей. В изобразительной деятельности также мы старались донести до детей красоту родной речи. Обращаясь к восходящему солнышку (в условиях групповой комнаты), малыши вспоминали слова песенки, сопровождая их движениями: ?Солнышко-вёдрышко, выгляни в окошечко, Твои детки плачут, по камушкам скачут?. Затем следовала коллективная творческая деятельность: рисование с помощью пальчиковых красок ладошками ?лучиков? солнышка. Следует подчеркнуть, что во всех режимных моментах, выполнение которых вызывает трудность у детей раннего возраста, мы использовали завораживающее действие средств художественной выразительности. Например, при подготовке к дневному сну мы использовали потешку: ?Ой, лю-ли, лю-ли, лю-ли! Прилетели журавли…..?. При этом, в конце, по имени называли каждого ребёнка, испытывающего трудности со сном. Таким образом, используя средства художественной выразительности, мы получили хорошие показатели лёгкой адаптации детей к условиям детского сада, заметили рост речевой активности детей и интереса к книге. Уже на данном этапе в качестве достижений мы рассматривали высказывания родителей, их отклики о проделанной нами работе. Тем самым мы сделали первые шаги к тому, чтобы родители научились слушать выученные детьми потешки, стали приобретать литературные произведения данного содержания в соответствии с теми рекомендациями, которые мы для них разработали. Проведя промежуточную диагностику, мы вышли на следующий уровень своей работы и определили дальнейшее направление работы по воспитанию будущего читателя совместно с родителями. Ограничиваясь объёмами статьи, мы продемонстрировали логику работы на примере использования песенок-потешек. В условиях детского сада нами проводится данная работа на разном содержании литературных произведений. Литература 1. Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А.Ноткина и др.; Под ред. Т.И.Бабаевой, З.А.Михайловой, Л.М.Гурович – СПб.: ?Детство-Пресс?,2000 2.Л.М.Гурович, Л.Б.Береговая, В.И.Логинова, В.И.Пирадова ?Ребёнок и книга? - СПб.: ?Детство-Пресс?, 2004 3. Н.В.Микляева, Т.С.Мишина ?Взаимодействие воспитателя с семьёй по организации домашнего чтения? - Москва: ООО ?Издательство ?Айрис-пресс?, 2005
Воспитание будущего читателя средствами художественной выразительности в раннем и младшем дошкольном возрасте