* {font-family: Times New Roman; font-size: 11pt;} a.NoteRef {text-decoration: none;} hr {height: 1px; padding: 0; margin: 1em 0; border: 0; border-top: 1px solid #CCC;} table {border: 1px solid black; border-spacing: 0px; border-collapse: collapse; width : 100%;} td {border: 1px solid black;} .Normal {margin-bottom: 8pt;}

Работа с одаренными детьми во внеурочное время

Учитель математики МОБУ «СОШ №3» г.Якутск Республика Саха (Якутия)

Иванова Анна Ивановна

Актуальность выдвинутой проблемы состоит в том, что необходимо уделять большое внимание своевременному выявлению учащихся с признаками одаренности, основываясь на наблюдении педагога, на создание развивающей среды, которая бы стимулировала положительные изменения в развитии личности ребенка.

Цель: Показать систему работы с одаренными детьми во внеурочной деятельности, начиная с выявления признаков одаренности и до момента достижения ими высоких результатов в различных конкурсах, научно-практических конференциях, олимпиадах.

Проблема детской одаренности в нашей стране имеет государственное значение, поэтому сегодня уделяется особое внимание различным программам, направленным на развитие способностей детей, на создание условий для развития одаренности. В президентской инициативе «Наша новая школа» среди пяти основных направлений развития общего образования на втором месте после обновления образовательных стандартов есть система поддержки талантливых детей.

Говоря о работе с одаренными детьми в обычном классе можно только тогда, когда известна природа одаренности. Что такое одаренность?

Точка зрения доктора педагогических наук, профессора Петровой А.И.: «Говоря о способности, подчеркивают возможность человека что-то делать, а говоря о таланте (одаренности), подчеркивают прирожденный характер данного качества человека». «Одаренность ... это чрезвычайно разнообразные сочетания способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или иной деятельности», Б.М. Теплов, российский психолог [54, с.30].

Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

Психолог Крутецкий В.А. выстроил общую схему структуры математических способностей. «Математически одаренных школьников характеризует:

- способность к логическому мышлению;

- способность к быстрому обобщению математических объектов, отношений и действий;

- стремление к ясности, простоте, экономности и рациональности решений;

- способность к быстрой и свободной перестройке направленности мыслительного процесса; память».

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для этого, чтобы они могли проявить свои дарования, - это умелое руководство со стороны педагогов. Работа с одаренными детьми и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие - одно из важнейших аспектов деятельности любой школы.

Выявление одаренных детей должно начинаться на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.

Одаренные дети любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Задача учителя: рассмотреть и развить способности одаренных детей.

Формы работы с одаренными учащимися: творческие мастерские; групповые занятия с сильными учащимися; занятия исследовательской деятельностью; участие в конкурсах, научно-практических конференциях, олимпиадах; работа по индивидуальным планам.

Начиная с 5 класса, я, как и все учителя, начинаю выявлять одаренных детей, проводить кропотливую и системную работу по развитию способностей. Именно в этом возрасте важно создать условия для самоопределения и самовыражения, реализации интеллектуальных возможностей, проявления творческих способностей.

Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения. Учебный процесс стараюсь выстраивать таким образом, чтобы на уроке создавалась максимальная комфортность, хороший рабочий микроклимат. На уроках способные дети намного быстрее усваивают программу, поэтому у них появляется возможность идти дальше и решать задачи повышенного уровня.

По возможности на своих уроках предлагаю учащимся творческие задания: составить задачу, выражение, кроссворд, ребус и т. д. Большую возможность в этом направлении дает разработка проектов. Темы проектов составляю заранее, отдельно по классам. Тема должна быть интересной, и проблема должна соответствовать возрастным особенностям детей - сочетание желаний и возможностей.

Организуя работу над проектом на уроках математики очень важно соблюдать следующие условия: 

Тематика проектов должна быть известна заранее. Учащиеся должны быть ориентированы на сопоставление и сравнение некоторых фактов, подходов и решений тех или иных проблем. Желательно, чтобы ученик или группа выбрала тему самостоятельно.

Проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации.

Необходимо вовлечь в работу над проектом как можно больше учеников класса, предложив каждому задание с учетом уровня его математической подготовки.

Но самое главное, - это защита созданной работы. Она должна быть публичной. В ходе ее ребенок учится излагать добытую информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения.

На первых этапах защита проекта проходит в классе. Самые интересные и лучшие работы идут на школьную конференцию «Я познаю мир», а затем на городские и республиканские НПК.

В условиях обычной средней школы возможность реализации целей развития одаренных детей - во внеклассной работе. Основной формой внеклассной работы являются кружковые занятия. План занятий кружка составляю в начале учебного года. Прежде, чем начинать занятия, провожу тестирование учащихся на математические способности и склонности (определение способа мышления, уровень интеллекта, особенности внимания, памяти, восприятия и т. п.). Поскольку выбор методики проведения занятий и подбор задач, в основном, зависит от вышеуказанных особенностей ученика.

Реализовать свои возможности одаренные дети могут и в математической олимпиаде. Ежегодно мои ученики участвуют в школьных, городских, республиканских олимпиадах. В республиканских олимпиадах «Мудрая сова» и «Математика, шагая по Якутии» 5-6 классы принимали самое активное участие и занимали призовые места. Успешно выступают в открытой республиканской игре «Математическая абака» среди 6-7 классов. Три года подряд моя ученица Емельяненко Алина стала призером муниципального этапа ВсОШ по математике. В этом году среди 6-8 классов есть призеры республиканской олимпиады «Smart» на английском языке. Два ученика 6 «б» класса заняли 2 место в республиканском конкурсе «Мир оригами».

За два года работы в СОШ №3 г.Якутск мои ученики показали неплохие результаты:

Неустроев

Айылхан

, ученик 7 «а» класса – призер школьного этапа

ВсОШ

, победитель республиканской олимпиады «

Smart

» на английском,

призер республиканской олимпиады «Математика, шагая по Якутии», призер городской и республиканской НПК «Шаг в

будущее»,

призер республиканской

НПК

«Симфония наук»

, победитель Всероссийской НПК «Мои первые шаги в науку», призер Всероссийской НПК с международным участием «Человек и мир»

, призер

III Международной конференции

учащ

ихся «

Научно-творческий форум»

.

Портнягин Виктор, ученик 6 «а» класса – призер школьного этапа

ВсОШ

, победитель республиканской олимпиады «Мудрая Сова», участник «Профильной школы «Ступеньки роста» Малой академии РС (Я).

Надеева

София, ученица 6 «б» класса, Афанасьев Станислав, ученик 6 «а» класса - призеры школьной НПК «Я познаю мир», призеры республиканских олимпиад «Мудрая сова» и «Математика, шагая по Якутии».

Петрова

Аделина

, ученица 6 «а» класса - победитель республиканской олимпиады «Мудрая Сова», призер республиканской олимпиады «Математика, шагая по Якутии».

Результат работы с одаренными детьми за 3 года:

2020-2021 учебный год

Муниципальный этап ВсОШ по математике:

1 местоВялова Ульяна, ученица 9 «а» класса СОШ №3, г.Ленск.

2 место - Емельяненко Алина, ученица 9 «а» класса СОШ №3, г.Ленск.

Региональная НПК «Шаг в будущее», 1 место - Андреюк Дарья, 8 «в» класс СОШ №3 г.Ленск, доклад «Календарь и математические задачи».

Республиканская НПК «Шаг в будущее», диплом 1 степени - Андреюк Дарья, 8 «в» класс, СОШ №3 г.Ленск

Всероссийский фестиваль творческих открытий и инициатив «Леонардо», диплом -Андреюк Дарья, 8 «б» класс СОШ №3 г.Ленск

2021-2022 учебный год

Городская НПК «Шаг в будущее», диплом 2 степени - Неустроев Айылхан, 6 «а» класс, СОШ №3 г.Якутск

Республиканская НПК «Шаг в будущее», сертификат - степени - Неустроев Айылхан, 6 «а» класс, СОШ №3 г.Якутск

IX Всероссийская НПК «Мои первые шаги в науку», диплом I степени - Неустроев Айылхан, 6 «а» класс, СОШ №3 г.Якутск

Всероссийский конкурс-фестиваль «Бриллиантовые нотки», НПК «Симфония наук» лауреат 2 степени - Неустроев Айылхан, 6 «а» класс СОШ №3 г.Якутск

III Международная конференция учащихся «Научно-творческий форум», диплом - Неустроев Айылхан, 6 «а» класс

II республиканская олимпиада «Математика, шагая по Якутии»: диплом 2 степени – 5 уч. 5 «а», 5 «б» классы, диплом 3 степени – 1 ученик 5 кл, 2 ученика 6 «а» кл.

Республиканская олимпиада «Мудрая сова»:

Победитель – Портнягин Виктор, 5 «а» класс; 5 «а» класс – 5 призеров, 5 «б» класс – 6 призеров.Портнягин Виктор, 5 «а» класс - участник «Профильной школы «Ступеньки роста» Малой академии РС (Я).

Открытая республиканская игра «Математическая абака» среди 6-7 классов, Похвальная грамота – Неустроев Айылхан, 6 «а» класс, Иванов Давид, 7 «б» класс.

2022-2023 учебный год

Городская НПК «Шаг в будущее»:

- диплом 1 степени, Неустроев Айылхан, 7 «а» класс;

- диплом 2 степени, Христофорова Рада, 7 «а» класс, Алексеева Полина, 6 «а» класс.

Республиканская НПК «Шаг в будущее», диплом 1 степени - Неустроев Айылхан, 7 «а» класс, СОШ №3 г.Якутск

Всероссийский конкурс-фестиваль «Бриллиантовые нотки», НПК «Симфония наук» лауреат 2 степени - Неустроев Айылхан, 6 «а» класс СОШ №3 г.Якутск

III Всероссийская НПК с международным участием «Человек и мир»:

- диплом I степени - Неустроев Айылхан, 7 «а» класс;

- диплом II степени - Христофорова Рада, 7 «а» класс, Алексеева Полина, 6 «а» класс.

Республиканская математическая олимпиада «Smart» на английском:

- диплом 1 степени - Неустроев Айылхан 7 «а» класс

- диплом 2 степени - Судакова Валерия 7 «а» класс, Бейбутов Тимур 6 «б» класс

- диплом 3 степени - Макарова Милена 6 «б» класс, Николаева Полина 6 «б» класс, Сыромятникова Саина 8 «а» класс.

Республиканский конкурс «Мир оригами»: диплом 2 степени - Слепцова Снежана 6 «б» класс, Кривошапкин Владимир 6 «б» класс.

Итак, обучение одаренных учащихся – всегда процесс творческий. Система работы с одаренными детьми предусматривает:

1. Индивидуальный личностный подход в учебной деятельности.

2. Создание условий для развития способностей ребенка (индивидуальные программы обучения, работы в кружках, внешкольных учреждениях).

3. Возможность контакта со способными учащимися из других школ.

4. Всегда помнить, что одаренные дети плохо воспринимают регламентированные, повторяющиеся занятия. Необходимо разнообразить программу с учетом потребностей одаренных детей.

5. В контакте с этими детьми исключать такие крайности, как восхваление, демонстрацию способностей, игнорирование, так как такое поведение и отношение может привести к нежелательным последствиям.

6. Учитывать психологические проблемы детской одаренности: именно талантливые дети могут доставить наибольшие проблемы при обучении.

Систематическое проведение внеклассных мероприятий и повышение их учебно-познавательной роли в учебном процессе содействует значительному улучшению качества математической подготовки школьников.