Муниципальное учреждение дополнительного образования

Детская школа искусств № 2

Чердаклинского района Ульяновской области

МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД

"Ансамблевая игра по классу аккордеона в

детской школе искусств"

Выполнила:

Гулицкая Марина Константиновна

преподаватель по классу аккордеона

п. Октябрьский 2024 г.

"Ансамблевая игра по классу аккордеона в детской школе искусств"

Ансамбль – основное значение – «вместе». Вся история развития баяна и аккордеона, несмотря на сравнительную молодость, тесно связана с ансамблевым творчеством. И в последнее десятилетие интерес к этому виду музицирования ещё больше возрастает. Особенно велика роль ансамбля в учебном процессе, как предмета, способствующего всестороннему развитию музыканта. Развитие баянной - аккордеонной школы требует обучения ансамблевой игре. Именно ансамблевая игра может способствовать воспитанию и подготовке высококвалифицированных музыкантов, расширяя их кругозор, стимулировать развитие художественного вкуса. Юные музыканты приобретают навыки ансамблевых функций: мелодических, гармонических, полифонических, ритмических, аккомпанирующих. В процессе игры в ансамбле у учащихся развивается: эстетический вкус, музыкальная память, внимание; чувство ритма, метра, темпа, динамики, агогики; ответственность за исполнение своей партии. Участие в одновременной игре приучает участников ансамбля слушать не только себя, но и других исполнителей, повышает общую музыкальную культуру. Ансамблевое творчество расширяет исполнительские возможности музыкантов, делая доступным исполнение сложных произведений, тем самым расширяя и обогащая музыкальный кругозор исполнителя.

Повышенное эмоциональное состояние, вызываемое совместной игрой, обогащает музыканта и способствует развитию его как сольного исполнителя. Коллективное музицирование даёт возможность реализоваться даже самому слабому учащемуся, даёт возможность его активного участия в концертной деятельности. В современных условиях музыкальная школа является одна из основных баз широкого распространения музыкальной культуры.

Цель школы искусств - сделать музыку достоянием не только одарённых детей, которые изберут её своей профессией, но и всех тех, кто обучается в ней. Многие учащиеся за все годы обучения в школе по причине недостатка игровых навыков, необходимых данных или работоспособности не имеют возможности выступать как солисты в школьных концертах. Не редки и другие случаи, когда общее развитие учащихся опережает их исполнительские возможности. Это не удовлетворяет учащихся, и, в свою очередь, приводит к потере интереса в занятиях. Игра же в ансамблях и оркестре делает учащихся разной подготовленности равноправными исполнителями и независимо от степени трудности партий, даёт возможность выступления на самых ответственных концертах, стимулируя тем самым учебный процесс, способствуя успехам в занятиях. Именно в ансамбле инструменталист начинает чувствовать себя музыкантом, коллективно творящим музыку.

Одними из наиболее перспективных ансамблевых форм являются дуэты и трио. Дуэт по сравнению с другими ансамблями – более мобильный, его легче организовать, проще найти двух психологически и технически совместимых музыкантов-партнеров. В младших классах обычно образуются дуэты, трио, а в старших классах могут формироваться и более крупные ансамбли. Развитию навыков ансамблевого исполнения следует уделять внимание с самого начала обучения игре на инструменте, а именно, как только учащийся овладевает основными приемами игры: постановкой инструмента, постановкой каждой руки, меховедением т. д.

На первом этапе совместной игры дети сталкиваются со многими трудностями. Основная сложность заключается в том, что дети ошибаются, останавливаются, желая исправить ошибку, начинают повторять не получившееся место. В процессе обучения приобретается «партнерский» навык игры, умение пропускать ошибки и «ловить» следующие такты. Детям трудно быстро приспособиться друг к другу на первом этапе. Чаще всего первым партнером у ребенка оказывается преподаватель, который держит игру под постоянным контролем: держит темп, ритм, ведет фразировку. За ним тянется и прислушивается ученик. Игра в ансамбле «Учитель-ученик» помогает ребёнку уже на первых уроках почувствовать себя равноправным музыкантом, даже исполняя несколько звуков. Материалом может служить детские песенки, музыка к мультфильмам, телепередачи. С постепенным охватыванием звукоряда, введение всё новых ритмов, усложнение фактуры происходит дальнейшее развитие двигательного аппарата, зрительных и слуховых ощущений, навыков чтения с листа. После такой подготовительной работы в паре с педагогом составляется самостоятельный ансамбль из учащихся. Если в ансамбле играют только дети, то процесс выучивания произведения затягивается. При систематических занятиях, за год дети быстро привыкают к ансамблевой игре и с интересом ею занимаются.

Некоторые дети хорошо владеют техническими навыками, другие более тонко чувствуют музыку и выразительно играют. Таким детям очень нравится играть произведения кантиленного характера. Поэтому важно подбирать участников ансамбля не только по способностям, но и по темпераменту, трудолюбию, заинтересованности. Если у кого-то из музыкантов в ансамбле что-то не получается, то руководитель видит это, как общую не сыгранность, недоученность. Важно безошибочно разграничить «достоинства» и «недостатки» каждого ученика, в особенности интенсивно развивающегося. Важно подбирать детей по возрасту и по классу, учитывать их физические данные. А сделать это бывает непросто. Ансамблевая игра – это мощный стимул для роста исполнителя. Задача педагога заключается не в том, чтобы сдержать более способного ученика, снизить его порывы до уровня других, а наоборот – педагог должен помочь остальным участникам ансамбля поднять технический уровень, их стремления до лидера.

Важное значение имеет умение выбрать репертуар. Начинать занятия по ансамблю с учащимися со средними музыкальными данными надо с доступных детям произведений. Ученик проявляет интерес к занятиям только тогда, когда не чувствует своей беспомощности, а получает удовольствие от результатов своей работы. Задачи педагога является правильный выбор таких пьес. Лучше разучить несколько нетрудных пьес и играть их на высоком художественном уровне, чем так и не сыграть сложную.

Музыкант, исполняющий мелодию, должен добиваться более яркой звучности, чем другие. Бас исполняется тише, чем мелодия, но громче средних голосов, создавая основу для мелодии. Полноценность звучания во многом зависит от исполнения аккомпанемента. Партия аккомпанемента должна поддерживать нюансировку, фразировку мелодии, сопровождать ее в соответствии с характером произведения. Распределив партии между играющими, начните изучение каждой партии отдельно. Первое время, при совместной игре, ведите громко счет вслух, а не отбивайте его ударами ноги, т.к. это может стать дурной привычкой. Нужно обратить внимание, чтобы мелодия, исполняемая одним из ансамблистов, хорошо выделялась на фоне проведения второй партии, а вторая сопровождала мелодию чутко, не заглушая ее.

Следует также поучить совместно только партию левой руки. Четкое исполнение ритмического рисунка послужит твердой основой для игры двумя руками для соединения всех партий воедино. Надо заметить, что игра в унисон (вдвоем, втроем) принесет всем существенную пользу в приобретении новых и отшлифовке уже полученных игровых навыков. Уже говорилось, что партнеры в ансамбле подбираются равноценные, однако это не означает отсутствие лидера в нем.

В процессе углубления в работу, возникает большее понимание образного содержания произведения. Активно совершенствуется ансамблевая техника, более идентичными становятся: артикуляция, штрихи; усиливается синхронность ритма и темпа; достигается динамический и тембровый баланс. Главное заключается в том, что ансамблист должен не только владеть многим исполнительскими средствами, присущими сольному музицированию, но также сочетать индивидуальные приемы игры с манерой игры своего партнера. Лишь тогда наступает синхронность звучания, согласованность партий, даже на паузах. Должно создаваться впечатление, что как – будто играет один музыкант. Ощущение «Я» каждого музыканта сливается в монолитное «МЫ».

В процессе игры музыканты должны найти тот темп, который точно выражает характер произведения. Техническое подстраивание к бездумному пульсу метронома лишает исполнение живого дыхания. Единое понимание темпа – важнее общего ощущения метра и ритма. Чтобы играть синхронно, нужно слышать в музыке мерное чередование сильных и слабых долей, ощущать единый метро - ритмический пульс. Это придает звучанию устойчивость, стройность, внутреннюю упругость. В произведениях, которые предполагают свободу темпа и ритма, задача усложняется.

Важным средством является выбор тембровой палитры. Известно, что одна и та же мысль, исполняемая разными звуковыми красками, приобретает разный смысл. Умелым подбором регистров можно изменить характер произведения, логически связывать разделы. Выбирая регистр, нужно учитывать, что данный фрагмент состоит в системе целого, поэтому нужно слышать, как сочетаются между собой по тембру разделы. Со сменой регистров должна сохраняться запись и звучание в данной октаве в тексте. Выбор регистра зависит от того, является ли данный размер кульминацией или только ступенью в процессе развития мелодии. Знание тембровых возможностей инструментов и умелый выбор темпов, обогатит звучание. Регистры позволяют имитировать отдельные инструменты (фагот, кларнет, пикколо, скрипка, концертино и др.). Но нужно помнить, что чрезмерное использование регистров, особенно смешанных, привносит в исполнение ощущение хаоса. Важен не только сам тембр, сколько взаимодействие одних с другими, колоритность, контрастность.

Таким образом, исполнительская техника в ансамблевой игре предполагает целый комплекс средств выражения: свободное владение инструментом каждым из участников, динамика, общая артикуляция, метроритм и т.д. Техничен и профессионален тот коллектив, который способен в звуке полноценно и убедительно воплотить свои творческие намерения. Чем выше художественные особенности произведения, тем больше обогатит учеников работа над ним, каждый урок будет открывать что-то новое.

Работа с учащимися в ансамбле или оркестре выдвигает целый ряд требований воспитательного и организационного характера. Это, прежде всего - воспитание чувства ответственности перед коллективом: регулярное посещение занятий, точный приход на урок, подготовка своего рабочего места. Необходимо внушать детям, что отсутствие дисциплины мешает творческому процессу, свидетельствует о неуважении к своим товарищам, к делу. Примером дисциплинарного и сознательного отношения должен быть сам педагог. Личный авторитет руководителя играет огромную роль. Концерт, выступление - является творческим итогом любого коллектива. Предметом внимания руководителя должна стать подготовка ансамбля к выступлению, поведение на эстраде, выработка устойчивого внимания, чёткости и продуманности действий. Участникам необходимо чётко знать, кто с какой стороны и за кем выходит на сцену. Надо следить за тем, чтобы каждый выходил внешне активно с правильной осанкой, соблюдал интервал в движении, шёл в определённом едином темпе, знал своё место на сцене, красиво стоял или сидел, красиво держал при выходе инструмент.

Не менее сложный организационный момент - уход со сцены. Немаловажное значение имеет и требовательность к внешнему виду выступающего. Рекомендуется коллективно обсудить о выступлении самими участниками ансамбля, дать возможность выразить впечатление о своей игре. Игра в ансамбле предоставляет юному музыканту возможность творческого общения с широкими массами слушателей. Ансамблевая игра является не только одной из важных форм развития профессиональных навыков у исполнителей. Она также формирует характер, прививает детям чувство коллективизма, товарищества, причастности к большому делу, пропаганды музыкальной культуры. Задача музыкальной школы и педагогов – широко популяризировать новых композиторов, воспитывать на классических произведениях, изучать произведения в разных стилях и жанрах. Очень важно самим преподавателям играть на концертах, показывая детям пример. Развитие ансамблевого исполнительства способствует дальнейшему росту популярности баяна и аккордеона - любимых инструментов русского народа.

Список литературы:

Баренбойм

П. «Музыкальная педагогика и исполнительство», Москва, 1974.

Фейгин

М. «Индивидуальность ученика и искусство педагога», Москва, 1974.